В.В. Фролов,
доктор философских наук,
профессор МГУЛ,
Королев, Московская область

Воспитание сердца как путь развития
человека Новой Эпохи

Человечество входит в Новую Эпоху, приближается к более высокому витку спирали своей космической эволюции. Возможность перехода на этот виток обусловлена как объективными законами Космоса, так и усилиями людей, направленными на духовное совершенствование. Только при слиянии этих потоков эволюции возможно прогрессивное развитие человечества.

Определяющим качеством человека Новой Эпохи будет духовность, или достаточно высокий уровень развития его тонкоматериальной природы. Это качество, связывая человека с энергетическими потоками космической эволюции, выступает их проявлением в его жизни. В Учении Живой Этики, в письмах Е.И. Рерих, в работах других членов семьи Рерихов духовно развитый человек характеризуется прежде всего признанием Высшего начала как определяющего для всей жизни; сердцем, преисполненным самоотверженной, действенной любви; чистотой помыслов; готовностью к самопожертвованию и подвигу, к труду и сотрудничеству на Общее Благо; устремленностью к красоте; борьбой за духовную свободу; претворением отмеченных качеств в жизни каждого дня. Гармоничное развитие духовных качеств имеет существенное значение для эволюции человека и человечества. Но ведущую роль в развитии человека Новой Эпохи будет играть сердце, синтезирующее все грани нашей духовности.

Человек как вид совершенствуется уже не один миллион лет. В течение значительного исторического периода развивался его ум. Однако на нынешнем этапе человеческой эволюции развитие интеллекта значительно опережает и сдерживает его духовное развитие. Для преодоления этой односторонности ум нужно одухотворять сердечностью, то есть все мысли необходимо пропускать через сердце. Ибо только с помощью сердца можно проверить их качество, соответствие законам Бытия.

По своей природе человеческое сердце есть проявление Единого Космического Сердца, которое представляет собой более высокую энергетическую структуру. Для раскрытия космической сущности сердца человеку нужно освободиться от эгоизма, сделать свое сердце доступным красоте и любви. Опираясь на свободную волю, в мыслях и чувствах своих, во всех жизненных ситуациях человек совершает выбор между высшими и низшими побуждениями своей природы, Культурой и невежеством, личными интересами и Общим Благом.

Оказываясь на путях невежества, человек затрудняет прилив космических энергий к своему сердцу и по этой причине может превратиться в бессердечного и бездуховного индивида. Выбор человека в пользу прекрасного, в пользу Культуры очищает его сердце от наростов эгоизма и открывает его более высоким энергиям Космоса, ибо именно сердце является тем органом, благодаря которому человек способен ассимилировать энергетические потоки космической эволюции.

Такой человек на определенном этапе своей эволюции будет способен к синтезу энергий различных миров. Синтезируя их в своем сердце, человек сможет находить равновесие между Высшим и земным, подходить к временному как к одному из проявлений Вечного. Способность эта будет опираться на самоотверженную, действенную любовь человека к более совершенному и прекрасному в Мироздании, природе, людях.

Смысл существования Космоса состоит в повышении уровня единства всех его структур. Эта тенденция в эволюции Космоса реализуется через закон единства, сущность которого применительно к конкретным жизненным ситуациям состоит в том, что каждое явление природного, социального и духовного бытия жизнеспособно в той мере, в какой оно взаимосвязано с подобными ему явлениями. Так, если это популяция животных, то каждая особь может эволюционировать лишь при условии ее органической связи со всей популяцией. Объединяющие связи действуют также и в человеческом обществе – в трудовых коллективах, студенческих группах, школьных классах и т.д.

Основой объединяющих связей различных структур Космоса выступает энергообмен. Сердце каждой структуры по сути своей является энергетическим каналом, связывающим данную структуру с более высокими энергиями и другими явлениями Космоса.

Природа, наделив человека частицей Космического Сердца, вложила в его руки мощнейшее средство развития. Однако наличие этого природного качества у человека еще не гарантирует ему перехода на более высокий виток спирали космической эволюции. Его переход на этот виток зависит от того, насколько сильна его любовь к более совершенному и прекрасному, от того, в какой мере он устремлен к духовности. Именно эта устремленность, реализованная в конкретных делах на Общее Благо, открывает сердце человека более высоким энергиям. Поэтому, чем сильнее человек сердцем своим устремлен к добру, красоте и вообще к Культуре и чем больше он отдает себя служению на Общее Благо, тем в большей мере он способен воспринимать эти энергии и претворять их в жизни.

Таким образом, глубинный, закономерно обусловленный энергообмен между различными структурами Космоса, жизнь человека на ее сущностном уровне, а отчасти и на других уровнях своего проявления, носит сердечный характер. Сердечность представляет собой неотъемлемое качество Мироздания, человеческого бытия. Но проявление этого качества в жизни зависит прежде всего от самого человека. Поэтому сейчас очень важно, чтобы люди претворяли сердечность, данную им от природы, в различных формах жизни и прежде всего в труде на Общее Благо.

Раскрытие человеком своей сердечности обусловлено тем, насколько самоотверженно трудится он на Общее Благо, преодолевает невежество и бессердечие как в самом себе, так и в окружающем его мире. Борьба со своими собственными отрицательными качествами составляет одно из главных направлений совершенствования человека. Его самоуспокоенность на чем-то уже достигнутом может увести его от истинных жизненных целей.

Важным качеством человеческого сердца в его сущности является общечеловечность. «Хор светом горящих сердец – великая сила. Даже два объединенных сердца могут творить то, что не под силу ста разъединенным. Можно приветствовать каждое доброе единение. Когда-то объединятся сердца всех народов Земли в одно всепланетное сердце» [1, с. 102]. Человечество и планета, на которой оно обитает, представляет собой единое целое. И необходимым условием эволюции человечества выступает развитие сердечности человеческих отношений, сердечности отношения людей к природе, планете. Основа такой сердечности заключается в признании каждым человеком интересов других людей, интересов всего человечества как своих собственных. Общечеловечность сердца проявляется в энергетическом взаимообмене созвучных сердец. Энергообмен сердец представляет собой животворный механизм сотрудничества. Общечеловечность сердца проявляется тогда, когда человек всем сердцем своим сопереживает, сорадуется, соболезнует, сострадает другим людям, миру. К такому сопереживанию в большей мере предрасположено женское сердце.

Это обусловлено прежде всего тем, что в каждой женщине воплощен прекраснейший образ Матери Мира. «Матерь, общая Владыкам, – не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. По истории человечества Ее рука проводит неразрывную нить» [2, VIII, 11]. Поэтому для раскрытия сущности своего сердца каждой женщине очень важно осознать свою космическую связь с образом Матери Мира, проникнуться его красотой и донести эту красоту до других людей.

Между тем только участия женщины в этом жизненно необходимом для всех людей деле недостаточно. Важно, чтобы и мужчина понял великую роль женского начала в жизни всего человечества и своими конкретными делами помогал женщине проявлять свою сердечность. Тем самым нарушенное самими же людьми равновесие между женским и мужским началами жизни может быть восстановлено. Осознание людьми этих Основ Мироздания послужит предпосылкой улучшения положения женщины в обществе, создания необходимых условий для реализации лучших ее качеств во всех сферах жизни, для раскрытия космической сущности женских сердец.

Женщина создана эволюцией как существо более совершенное по сравнению с мужчиной. У нее более тонкая психическая организация, чистое, нежное и чуткое сердце. Женское сердце – это и сердце матери, любящее своих детей; и сердце жены, служащее духовной опорой мужа, и сердце устроительницы дома, наполняющее его теплом и уютом; и сердце учителя, самоотверженно устремленное к детям. Везде женщина соучаствует своей сердечной любовью, зажигает сердца людей, пробуждает и утверждает сердечность жизни. «Путь сердечного познавания сущности жизни всем доступен, в ком сердце достаточно утончилось. Пионерами в этой области будут женщины. Завоевав свое равноправие, женщина займет в мире ведущее положение в области сердцеведения. Сердцем она будет знать и понимать больше и быстрее мужчины» [1, с. 3].

Именно поэтому женщина в Новую Эпоху будет играть ведущую роль в возрождении и расцвете России, в эволюции всего человечества. Это тем более знаменательно, что учителями и воспитателями в России в основном являются женщины. Поэтому Россия располагает мощнейшим сердечным потенциалом, претворение которого в жизни не только женщинами, но и мужчинами безусловно приведет нашу великую страну к светлому будущему, а женщина займет свое почетное, духовно царственное положение в обществе.

Воспитание сердца в Живой Этике понимается как его питание всем возвышенным и прекрасным. Это очень тонкий, сложный и ответственный труд. Самым важным в воспитании сердца является признание человеком Высшего начала как основы всей жизни. Но признание этого Начала будет подлинным лишь тогда, когда человек полюбит более совершенное и прекрасное всем своим сердцем. Если Высшее любим – оно в нашем сердце, к нему устремляемся, ради него трудимся, ради него Свет утверждаем.

Самой благодатной сферой для приобщения человека к красоте, Культуре, для воспитания его сердца является труд на Общее Благо. И если человек трудится на Общее Благо во имя чего-то более совершенного и прекрасного, то более высокие энергии будут естественным образом вливаться в его сердце.

Для учителя и его учеников сферой воспитания сердца выступает их сотрудничество. Миссия учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку выйти в мир с чистым и добрым сердцем, осознать и претворить в жизни законы Мироздания, проявить и реализовать в делах свои способности. Это возможно только в процессе творческого диалога, сотрудничества взрослого и ребенка, учителя и ученика. Формы такого сотрудничества могут быть самыми различными. Главное, чтобы учитель был духовным фокусом общего дела.

«Можно также указать, – пишет Е. И. Рерих, – что по всем законам, как духовным, так и физическим, никакое действие, никакое дело не может жить и развиваться, не имея фокуса. Каждая страна должна иметь свой фокус в виде главы государства, каждая политическая партия имеет своего лидера, каждая фирма, предприятие, учреждение имеет своего главу. Каждая энергия должна быть сфокусирована, чтобы проявиться. В Космосе вся эволюция, все развитие зиждется на этих зернах, фокусах, узлах, звеньях, Иерархах, – называйте их как хотите!» [3, с. 327].

Так и учитель в своем сердце будет фокусировать энергию в сотрудничестве с детьми, если сердце у него самоотверженное и чистое. Это основа успешной работы учителя, гармоничного сотрудничества учителя и учеников. Тогда различные методики, если они действительно могут способствовать раскрытию способностей ребенка, будут востребованы и естественным образом вольются в процесс творческого сотрудничества учителя и учеников. И в таком случае эти методики будут иметь второстепенное значение для воспитания и обучения по отношению к главной задаче учителя – питанию его сердца и сердец учеников всем возвышенным и прекрасным, одухотворению воспитания и образования.

В Живой Этике отмечается, что для воспитания сердца нужно создать особый предмет – сердцеведение. В основе сердцеведения будут лежать два взаимосвязанных момента. Во-первых, осознание роли сердца как водителя жизни, как энергетического канала, связывающего человека с более совершенным и прекрасным. И, во-вторых, претворение людьми нового подхода к сердцу в жизни каждого дня.

С чего же начинать воспитание сердца? В Живой Этике прежде всего советуется хотя бы иногда подумать о сердце, ибо мысль о сердце уже будет полезна и плодотворна. Хорошо также поговорить со своим сердцем, прислушаться к его голосу. Воспитание сердца, как отмечается в Живой Этике, можно начинать уже с двухлетнего возраста, и ведущая роль в этом процессе принадлежит матери.

«При воспитании сердца прежде всего выдвигается понятие труда» [4, 411]. Именно в труде, одухотворенном Высшим, возникают наиболее благоприятные условия для питания сердца всем возвышенным и прекрасным. Но если притаилось где-то принуждение, разумного сотрудничества и желательного следствия не получится.

Существенную роль в воспитании сердца играет искусство. Но искусство подлинное, произведения которого отражают красоту природы, человека, Мироздания. Произведения искусства (живописи, музыки и т.д.) конденсируют энергию, которая возжигает сердца людей. Искусство является частью Культуры. Поэтому освоение человеком Культуры во всех ее формах и прежде всего развитие культуры собственных мыслей и чувств делает сердце чище и открывает его более высоким энергиям.

Сердце не терпит никакого насилия, никакого механического вмешательства. Оно – «самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией» [5, 290]. Воспитывается сердце в сфере чувств. И здесь очень важно проявлять милосердие, сострадание, мужество, любовь и другие высокие чувства, так как через их развитие сердце становится более культурным.

В сердце сосредоточена духовная жизнь человека, а дух развивается медленно. Поэтому в воспитании сердца нужно проявлять терпение. При воспитании сердца важна дисциплина, состоящая в освобождении сердца от беспокойства и волнения. Все это говорит о том, насколько велика ответственность человека за воспитание своего сердца, ибо оно является каналом спасения и человечества, и планеты. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом. Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца, о стреле подобном луче, равном чудо-сердцу? Так можно приобщаться к сердцу и оградиться от всех нападений зла. Лишь сердцем можно учуять коричневый газ и вовремя прекратить удушие. Так и победа на поле Армагеддона останется за сердцем. Поэтому так Советую сердце хранить – как уничтожающий меч против всякого зла» [4, 353].

 

______________________

Литература

1. Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск, 1994.

2. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Озарение. М.: МЦР, 1994.

3. Е.И. Рерих. Письма. М.: МЦР, 1999. Т. 1.

4. Учение Живой Этики. Сердце. М.: МЦР, 1995.

5. Учение Живой Этики. Братство. М.: МЦР, 1996.