В начало раздела

 

Из выступлений на Круглом столе

Л.В.Шапошникова:

Дорогие друзья, уважаемые гости!

Сегодня, в последний день нашей конференции, мы проводим несколько необычный Круглый стол на тему «Одаренные дети — кто они?». На первый взгляд в тему конференции «Новый мир — Новый человек» — этот детский сюжет не входит. Но на самом деле, и я думаю, многие со мной согласятся, — т. где обсуждается новый мир и новый человек, тема подрастающего поколения является основной.

Во время конференции мы говорили о движении эволюции и о развитии человека в ходе этой космической эволюции. И вы уже знаете, что планета Земля переживает сейчас очень интересный момент — момент перехода на новый эволюционный виток. Этот переход вызывает изменения во всех связанных с эволюцией процессах, и в частности в процессе преображения человека.

Процесс преображения человека имеет два направления. Одно направление — преображение человека в пространстве плотной земной материи, другое — эволюционное преображение человека в пространстве Высших миров. Может быть, это звучит для вас несколько загадочно, но речь идет о двух важнейших эволюционных процессах: о рождении человека на Земле прохождении человеком различных воплощений в течение веков и тысячелетий. Когда эти два потока соединяются — а они в это время соединились, — то возникают достаточно мощные процессы, связанные с изменением энергетики и с появлением человека нового энергетического вида. И на Земле сейчас пошел целый поток людей иного энергетического вида. Если наш, предшествующий, вид человечества можно назвать «человеком разумным,то теперь грядет «человек духовный». Эти качественные изменения в значительной степени диктуют также особенности способности этого нового человека.

Если говорить об одаренных детях, то, собственно, детская одаренность как таковая не является новостью для земных условий. Одаренные дети рождались на протяжении всей истории человечества. Но те, что подходят сейчас, качеством своейодаренности отличаются от предыдущих просто одаренных детей. Чем именно? Во-первых, они утончены. Во-вторых, они обладают способностями, которые в течение веков были способ­ностями редкими, — в частности, ясновидением, яснослышанием, пророческими способностями и многим другим. В-третьих, их творческие способности выступают как бы в синтезе, образуя то новое качество творчества, которое присуще этим детям. И посему я бы назвала это сверходаренностью. Возможно, потом мы найдем для них другое определение.

Появление этих детей ставит и перед обществом, и перед родителями, и перед самими детьми ряд труднейших проблем. Они выходят новыми людьми из среды старого — так развивает­ся эволюция. Нельзя сначала уничтожить все старое, а потом насадить новое. Это в социальную революцию пытались делать такие вещи, но эволюция подобных вещей не допускает.

Проблемы, с которыми эти дети сталкиваются, достаточно трудные. Первая проблема: им не верят, что они что-то там видят или слышат. Это можно сравнить с тем анекдотом, когда человек смотрит на жирафа и говорит: «Ну не может быть!» Так многие говорят, когда ребенок что-то видит, что-то слышит и что-то знает. Он приходит с большими накопленными знаниями, и ему просто не верят. Это очень тяжелые обстоятельства.

Среди сверстников такие дети выглядят белыми воронами. Это естественно — они выделяются среди них, а толпа обычных детей не любит, чтобы кто-то выделялся, и это влечет за собой определенные последствия для этих одаренных ребят.

Третья проблема связана с учителями, которые, быстро со­образив, что к чему (разумеется, это не относится к присутству­ющим учителям и педагогам), начинают ломать этих детей, стараясь их сформировать по своему образу и подобию.

Все то, о чем я сказала, сводится к одному: значительная часть нашего населения, да и населения планеты, среди которого на­чинают появляться представители нового энергетического вида человечества, не готова их принять. А раз так, то возникает острейшая, тяжелейшая и очень ответственная проблема — проблема сохранения этих детей, со всеми их особенностями, потому что в их руках наше будущее. Идет будущая творческая элита. И если мы это понимаем, то мы должны приложить все усилия к тому, чтобы оберечь этих детей от всех пагубных влия­ний. Надо сказать, что в этом отношении немалая роль отводится родителям. Мне бы не хотелось — это мое мнение, — чтобы родители быстро пускали в ход способности своих детей, чтобы они посылали их на конкурсы за рубеж и т.д. Родители (я не им виду присутствующих здесь родителей) должны знать, что это утонченные, очень ранимые, совсем другой организации люди. И наша обычная земная жизнь, приспособленная к нашему виду человечества, не отвечает особенностям другой жизни, особенностям новых людей. Мы уже имеем примеры, когда сверходаренные дети гибли. Сгорела Надя Рушева, сломалась Hика Турбина, и я могу еще перечислить многие моменты. Причем отрицательная родительская роль была здесь налицо.

Энергетическое   мировоззрение   дает   нам   возможность правильного методологического подхода к этому явлению сверходаренности и ставит перед нами определенные задачи. Я еше раз хочу повторить, что главное — нам нужно сберечь этих детей. Я пока не могу сказать, как это сделать, — нам нужно решать это всем вместе. Но мне видится здесь опасность перегнуть палку и создать для таких детей оранжерейные условия. Нам нужно сбалансировать все в полной гармонии. Во-первых, не отрывать их от жизни, а во-вторых, уберечь от той жизни, которая с вредить их духовному развитию и развитию тех способностей которые будет опираться будущее нашей планеты.

В заключение я хочу сказать: «Они идут!» Сегодняшний наш Круглый стол посвящен этой проблеме. Вы услышите выступ­ления опытных педагогов и ученых, увидите детей, которые получили определенное задание и в назначенный срок продемонстрируют вам, как они с ним справились.

А.Г. Асмолов,
академик Российской академии образования

Сколько бы ни собирались исследователи, писатели, ученые, сколько бы ни притягивалось их внимание к проблемам одаренного детства, вопросы одаренного детства всегда остаются для нас манящей тайной. Почему это происходит? В чем причина? Почему, говоря об одаренных детях, мы очень часто произносим такие слова – «оптимистическая трагедия одаренного ребенка»? <…>

Одаренный ребенок определяет зону ближайшего развития культуры. Одаренный ребенок, как навигатор, опробует те поисковые пути, которые культура пытается наметить и с которыми она вступает в борьбу. Отсюда – феномен одаренности в эволюции культуры, в широком смысле – в социальной эволюции, это тот феномен, за которым стоит поиск культурой новых путей развития. На знамени конференции написано: «Новая Эпоха – Новый Человек». Впередсмотрящими культуры являются те, кто через трагедии, через боль, через поиск самих себя, а тем самым и смысла в культуре, отыскивают эти новые пути. Я хочу сделать на этом особый акцент. <…>

Многие родители хотят, чтобы их одаренные дети доиграли их собственную судьбу, стали тем, кем не стали родители. И когда рождается ребенок, его воспитание направляется мыслью: «Я не стала актрисой, я не стал поэтом. Может быть, он за меня пройдет ту дорогу, которую мне не суждено было пройти». Это еще одна серьезная опасность, когда мы хотим, чтобы ребенок прожил ту жизнь, о которой мы мечтали. Но ведь это наша жизнь, а не его. И невольно взрослые совершают неумышленную кражу биографии ребенка, пытаясь устроить его жизнь так, чтобы он не только прожил, но и пережил их судьбу. <...>

Д.И. Фельдштейн
академик, вице-президент Российской академии образования

<...> Все мы понимаем, что одаренные, талантливые дети – это дети, особо продвинутые в своем развитии в определенной области – интеллектуальной, чувственно-эмоциональной. Общество, государство озабочено проблемой одаренных детей. Проводятся исследования, определяются природа, истоки одаренности, условия ее развития, создаются учреждения для воспитания, обучения одаренных детей и даже прочерчиваются индивидуальные траектории развития одаренного ребенка. Внешне, казалось бы, все в порядке. Но при этом наше взрослое сообщество забывает, быть может, на бессознательном уровне, две вещи. Во-первых, мы не хотим сознаваться себе в том, что относимся к одаренному ребенку, как к объекту. Да, мы проявляем заботу об одаренном, но это объект нашей заботы, это объект нашего воспитания, это объект нашего обучения. Мы совершенно забываем, что он – субъект развития, собственного развития.

И второе. <…> одаренному ребенку в микросреде и в социуме вообще трудно. Очень трудно пройти этот «утино-лебединый» путь. Трудно и самому одаренному ребенку, и его родителям, и его педагогам, и всему нашему сообществу.

Ребенку трудно, потому что он необычен, а необычность не прощается, и окружающие скорее увидят в этом одаренном ребенке признаки шизофрении, чем черты гениальности. Ему трудно, потому что он не такой, как окружающие его сверстники. И сверстники соответственно относятся к нему, как к аномальному явлению.

Родителям трудно и с самим ребенком, и с отношением окружающих к нему. Особо трудно педагогам. <…>

Мы говорим, что сегодняшняя школа, сегодняшняя система образования, в лучшем случае, не способствует развитию ребенка. Тем более не способствует и не имеет возможности для развития одаренного ребенка. <...>

Г.Н. Фурсей
академик РАЕН

<...> Сегодняшнее общество, и в России в особенности, очень слабо подготовлено к восприятию этого замечательного феномена, который сейчас проявляется в такой яркой форме. <…>

А ведь за такими детьми охотятся, их с большим удовольствием вывозят из нашей страны. Я немного отвлекусь и приведу такой пример из истории нашего замечательного Московского физико-технического института, куда очень тщательно отбираются таланты в области математики, физики и инженерии. Однажды весь поток одного года забрали в Америку. И все радовались: вот какие они хорошие, что их туда с удовольствием всех взяли. Конечно, гордиться тем, что они хорошие, нужно, но терять наших талантливых детей, выращенных здесь, ни в коем случае нельзя. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы этого не происходило, чтобы они здесь имели достойную возможность реализовать себя. Мне кажется, что это одна из главных задач в нашей стране сейчас. <...>

Франческа Барбагли
доктор психологии, Италия

<...> Кто такие одаренные дети? Можно определить их как детей вполне зрелого психического возраста независимо от их биологического возраста, являющихся или не только являющихся носителями необычных способностей в какой-то специфической сфере: математике, музыке и т.п. В одаренных детях и подростках в том смысле, который мы подразумеваем, нередко наиболее важными умственными и художественными качествами являются стремление к внутреннему совершенству и следование духу Служения и сотрудничества, инстинктивное осознание того, что жизнь имеет цель и что жить – это значит следовать этой цели. В общем, это какая-то сверхспособностъ, которая может быть использована «только тем, кто ею живет». Очень часто это дети и подростки, которые совершенно не готовы для обычной жизни, порою слишком эмоциональные или впечатлительные, с недостатками практических навыков. Несмотря на одну их ярко выраженную способность, во всем остальном они выглядят как бы «недоумками». И наша задача состоит в том, чтобы посредством соответствующей воспитательной модели помочь им обрести внутреннее равновесие, обеспечить развитие их пока недоразвитых психических функций, ни на минуту не забывая о том, насколько они ценны для всех нас. Необходимо ясно осознавать, что в этом состоит главный интерес каждого общества или нации – открыть и предложить любую помощь тем, кто благодаря их особым высшим качествам смогут стать в  будущем водителями человечества – его учеными, политиками, экономистами, артистами, воспитателями, создателями новой цивилизации и культуры. <...>

П.М. Журавихин, г.Москва:

Мы постоянно в противовес этим одаренным детям, которые пришли сюда с определенным даром, выдвигаем: «Все остальные дети такие же талантливые». Мне хотелось бы сместить акцент, призывая заду­маться над тем, что на эту планету с каждым годом приходит все больше и больше таких детей. И практически они несут эволюци­онную нагрузку, которую обычные дети не могут выявить в этой жизни. То есть они несут сюда определенные накопления, и цель их прихода в это время имеет планетарное значение <…>

Да, мы все болеем за всех детей. Да, всех детей обязательно нужно утончать и возвышать через Красоту. Но мы должны задуматься над тем, что от нас — от общества, от родителей, от педагогов и воспитателей зависит, что принесут эти необычные дети всей планете. Потому что каждый из нас может встретиться на пути с такой личностью. И зная это, мы можем или помочь ей выявить свои накопления, или, наоборот, затормозить, или вообще совершить преступление, не дав развиться этой личности, которая приходит с определенной миссией. Поэтому, мне кажется, очень важно поставить вопрос об ответственности общества перед этими детьми. Об ответственности каждого из нас, осознавая, в чем смысл прихода этих детей сюда и что они несут Земле.


В начало раздела


 

© 2017 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.