В начало раздела

 

Н.И. Дондерфер
директор Музея детского изобразительного искусства
народов Сибири и Дальнего Востока,
Кемеровская область, Юрга

Концепция детства на материале
этнографии: черты нового сознания
в творчестве детей

 

<…> Стремление к переменам, само по себе являющееся предпосылкой эволюционных изменений в жизни общества, в условиях бездумной ломки старой культуры, прежде всего духовной, не просто превратило «человека разумного» в «Ивана, родства не помнящего», но привело его к кризису разума. Человек с неполноценным фрагментарным сознанием не вписывается в процесс космической эволюции, идеалом которой является всеединство. Кризис разума повлек за собой кризис во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, культурной. Индивидуальный и коллективный разум, утратившие духовный стержень, направлены на разрушение и саморазрушение. В этих условиях посредством разного рода кризисов и природных катаклизмов Космос посылает нам аварийный сигнал; ученые предупреждают о возможном генетическом «дефолте», о наличии реальной угрозы летального исхода для человеческой цивилизации. Об этом говорят представители как естественных, так и гуманитарных наук. Например, доктор культурологии П.Ю. Черносвитов, рассматривая эволюцию жизни как информационный процесс и принимая за основу закон сохранения информации, отмечает: «Сегодня перераспределение информации в системе “планета Земля” идет в пользу мира Социального (мира Культуры) за счет ее “перекачки” из мира Природы, а распределение энтропии – в обратном направлении. <…> Это значит, что рано или поздно начнется процесс обратного перетекания информации и энтропии. Если он плавно придет к точке равновесия – получится ноосфера Вернадского. Если же по инерции перескочит много дальше – мир Культуры, как связная система, может не уцелеть вообще. В этой связи актуальной задачей человечества на сегодня можно считать сознательное и целенаправленное выравнивание распределения уровня информации и энтропии между миром Культуры и миром Природы» [9, с. 20].

Опыт традиционных культур свидетельствует: для того чтобы это равновесие состоялось, сознание людей должно стать целостным. У сегодняшнего человечества целостное коллективное сознание отсутствует. Что ждет нас – глобальная катастрофа? Несмотря на критическую катастрофичность положения, полное разрушение человеческой цивилизации не входит в план космической эволюции. В этих условиях Природа дает людям уникальный шанс: в мир приходят дети нового, целостного, духовного сознания. Как объяснить этот феномен? П.Ю. Черносвитов в статье «Эволюция жизни как информационный процесс» приводит свидетельства того, что эволюция жизни на Земле сопровождается притоком информации извне. Приток осуществляется довольно сложным образом, ему предшествуют глобальные трансформации катастрофического характера, сопровождающиеся оттоком информации (исчезновением старых видов). При этом временное упрощение организации сменяется увеличением сложности, превышающей предыдущий уровень. «Последним, известным нам на сегодня проявлением притока извне структурной информации в локус “планета Земля” было, – по мнению П. Черносвитова, – появление Человека Разумного с колоссальной по сложности и потенциальным возможностям программой выживания, которая лежит в основе всей собственно человеческой деятельности» [9]. Если принять эту гипотезу, то можно предположить, что в ходе эволюции после Человека Разумного новый приток информации извне являет миру детей нового сознания – носителей новой космической программы. Впрочем, это всего лишь предположение. Ответ – за наукой.

Кто же они, дети нового сознания? Американские исследователи Ли Кэрролл и Джен Тоубер пишут: «Эти дети – подлинные творцы нового мира, мудрые древние души и самая большая надежда на лучшее будущее нашей планеты» [3, с. 170]. Итак, сегодня речь идет не просто о новых правах детей и молодежи, но об их новой эволюционной миссии, выраженной доктором философии М.М. Тоненковой словами: «Дети и внуки приходят спасать нас. За ними пойдет Россия. Надо уберечь их, пока они еще маленькие» [6, с. 79].

Анализируя данные о качественных изменениях человека в процессе эволюции, сибирские ученые указывают: «В нынешней социально-духовной депрессии количество гениальных и одаренных людей, людей с проявленными уникальными возможностями нарастает, и при этом некая интеллектуально-космическая пассионарность у новорожденных детей увеличивается». Ученые приводят мысль Л.Н. Гумилева (который ввел в науку термин «пассионарность», выражающий специфическое для каждого этноса и отдельных его представителей внутренне присущее ему стремление к обновлению и развитию, осуществляемое независимо от внешних обстоятельств) о том, что эта пассионарность связана с «микромутацией, когда возникают неизвестные новые черты и человек становится неодолимым в своем стремлении». Объясняя причину существующей в реальности «пессимильности», ученые акцентируют внимание на том, что «общество пока не полностью востребует уникальные таланты и возможности. Стремительно трансформируясь и приспосабливаясь к рыночной экономике, оно запускает эти таланты в те социально-экономические каналы, по которым общество уже движется и выживает» [1, с. 57], укрепляя тем самым позиции старой системы. Между тем, именно востребование талантов эти ученые считают главным в профилактике катастроф.

Приведенный учеными факт говорит о том, что современный социум реально не осознает ни сам факт прихода в мир Новых детей, ни их миссии. Эволюционная миссия детей нового сознания имеет два аспекта: первое – дети реализуют в мире собственные, дарованные Природой мудрость и неординарные способности, и второе – несут нам информацию о заложенных в нас возможностях, побуждая к преображению.

Итак, мы наблюдаем, как в ходе истории культуры трансформируется традиционный тип передачи информации о мире, а также перераспределяются субъекты и объекты этого процесса. Если исходить из того, что эволюция есть процесс совершенствования, то в чем преимущества трансмиссии космической информации в современных условиях через детей, а не взрослых? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что взрослые, в чьих функциях была передача информации и управление миром, сами привели к положению, когда они уже фактически не способны быть полноценными субъектами передачи знания без угрозы для самого существования современной человеческой цивилизации. Механизм перераспределения ролей в передаче информации наука пока не объяснила, однако мы реально наблюдаем, как в мир приходят дети нового сознания, выявляя качества человека будущего. Поистине космическая задача взрослых сегодня в том, чтобы понять и защитить этих детей, воспринять ту информацию, которую они несут, и преобразовать себя, подняв на уровень задач управления новым миром.

Фактор появления в нашем мире большого количества одаренных детей с новым сознанием – предвестник новых глобальных социокультурных перемен, осуществляющихся в контексте общих космофизических процессов, свидетельствующих о наступлении новой, более высокой фазы космической эволюции. Комплекс этих процессов неизбежно приведет к трансформации нынешней и созданию новой Культуры.

Сейчас, когда мир охвачен всеобщим процессом глобализации, возникает вопрос: какой будет Культура нового мира – глобальной или составленной множеством национальных культур. В связи с этим можно подчеркнуть, что проблемы глобализации являются производными проблемы отсутствия целостности сознания. Глобализация Культуры с потерей «национального» – это катастрофа, связанная с массовой потерей уникальных форм, обеспечивающих условия жизнеспособности человека и народов. Может ли быть жизнеспособным дерево без ветвей или большая река, питаемая не многими родниками, а одним? Да, у всех культур есть общее – их духовная суть, но носителем духовности может быть только национальная культура. Объединяющим же моментом в Культуре нового мира может стать духовно-практический эволюционный опыт, накопленный во всех исторических типах культур. Сегодня мы являемся свидетелями разворачивающегося широкого диалога между разными типами культур, сопровождающегося серьезными исследованиями в этой области. При этом особый интерес современников, как исследователей, так и потребителей массовой культуры, вызывает архаика, хранящая тайны гармоничного взаимодействия человека и природы, тайны космического равновесия. Что ж, «зреть в корень» – это мудро. С реализацией такого диалога многие исследователи связывают возрождение России. М. Тоненкова пишет в этой связи: «…встать на путь стабильного возрождения России можно, только лишь учитывая ее исторические духовно-нравственные корни, ее древнее прошлое, традиции ее культуры, этнические особенности и уклад жизни, формировавшиеся в веках» [6, с. 24].

Новая Культура будущего формируется на прочном основании всеединства, на понимании взаимосвязи и взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, на диалоге традиций и инноваций, на синтезе всех известных форм мировосприятия: рациональной, иррациональной и художественной. Формирование новой Культуры требует новых парадигм в понимании происходящего. Академик В.П. Казначеев предлагает ученым «обратиться к вселенской парадигме, т.е. связи нашего интеллекта с вселенским миром, и через эту связь сохранить и усовершенствовать (о чем говорил В.И. Вернадский) жизнь на Земле…» [1, с. 13]. Возможно, дети нового сознания обладают ключами к этой связи, и потому они являются проводниками человечества в новый мир. Наша задача – позаботиться о том, чтобы дети не потеряли эти ключи и смогли ими воспользоваться.

Новая космопланетарная и социально-культурная роль детей требует и новой концепции детства, в которой должны найти отражение суть и динамика перехода от простого восприятия и усвоения детьми опыта жизни в условиях сложившейся культуры к активному творческому освоению пространства жизни, к участию наряду со взрослыми в проектировании, строительстве и управлении миром. Действуя в рамках этой концепции, необходимо изменить парадигмы образования и воспитания детей, убирая из них все догматическое и внедряя творческое. В российской системе образования нужны такие реформы, чтобы она могла комплексно решать и образовательные и воспитательные задачи с учетом осознания новой человеческой природы современных детей. Эта комплексная система должна быть направлена на формирование целостного индивидуального и коллективного сознания, а также индивидуального и коллективного образа действия по восстановлению духовной составляющей жизни и развитию творческого созидания. Путь развития системы образования связан с гуманной педагогикой, педагогикой безусловной любви и возвышающей душу свободы, когда учитель не просто передает ученику знания, но учит мудрости.

В системе новой педагогики особо важное внимание должно быть уделено приобщению детей к искусству и творчеству, способствующим эстетическому познанию, формированию мировоззрения, духовно-нравственному развитию. Художественно­эстетическая деятельность играет незаменимую роль в развитии у детей качеств креативности, от которых зависит их способность к творческому созиданию. Это прежде всего такие качества личности, как глубина восприятия, интенсивность воображения, склонность к импровизации, гибкость и самостоятельность мышления, способность к вариативности, тяга к исследовательской деятельности, отсутствие предубеждений, живость и общительность – все то, что помогает генерировать идеи и создавать новые ценности. Кроме того, приобщение к искусству и творчеству оказывает на детей психотерапевтическое и компенсаторное влияние, снижая напряжение, агрессивность, ожесточенность, ибо художественно-эстетическая деятельность – наиболее доступное средство создания положительных эмоций. Результатом художественно-эстетического воспитания является постепенное духовное обогащение внутреннего мира детей. Базовым принципом педагогики должен стать принцип синтеза рациональной, иррациональной и художественной форм познания мира. <…>

 

______________________

Литература

1. Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Выживание населения России. Проблемы Сфинкса ХХ века. 2-­е изд. (под общей ред. акад. В.П. Казначеева). Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 2002.

3. Кэрролл Л., Тоубер Д. Дети Индиго. М.: София, 2006.

6. Тоненкова М.М. Духовные крылья России. М.: Амрита-Русь, 2004.

9. Черносвитов П.Ю. Эволюция жизни как информационный процесс // Человек. 2006. № 3.

 


В начало раздела


 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.