В начало раздела


Творчество Нади Рушевой

И.Л. Бахвалова

Тебя, как первую любовь...

Недавно я встретила необыкновенного человека. Молодая женщина с добрыми, умными глазами и чистой душой. Глубоко верующая, прекрасно знающая Библию, всегда открытая для общения.

Внешне она кого-то мне очень напомнила. К дню памяти Пушкина захотелось сделать ей подарок, и тут меня осенило: "Да ведь она похожа на Надю Рушеву! На девочку-художницу, поразившую меня в молодости, лет двадцать назад, на выставке и навсегда поселившуюся в моем сердце, как светлый Ангел". Стройная, немного худощавая с длинными музыкальными пальцами. "Пушкин и Надежда Рушева - это драгоценный слиток!" - вспомнилась запись в книге отзывов одной из выставок. Да-да, надо подарить именно книгу о Наде или альбом ее графики.  

Но тщетными оказались мои поиски. Практически все издавалось в 70-х годах XX века небольшими тиражами, сразу становилось библиографической редкостью и позже не переиздавалось. Пришлось уповать лишь на то, что со временем может появиться какой-нибудь экземпляр в букинистических магазинах.        

Почему же не переиздавались книги? Виной тому, к сожалению, пресловутая бездуховность нашего времени, рожденная формулой "деньги решают все". Новые поколения растут лишенными понимания, для чего они живут на этой Земле, лишенными благодатного соприкосновения с богатейшим наследием русской и мировой культуры. Во все времена настоящая литература и искусство дарили людям не только эстетическое наслаждение, но и помогали развитию духа, способности мыслить, постигать общечеловеческие ценности, имели глубокое положительное воздействие на души человеческие.        

Творчество Надежды Рушевой - несомненно, один из лучших таких образцов. Своей одухотворенностью и глубиной проникновения в суть вещей в сочетании с детской открытостью, легкостью, непосредственностью она помогает душе не потеряться в этом жестоком мире, а обрести свой собственный путь и смысл жизни. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: "Это кристаллизация чистоты духа, люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха". Но сегодня, возможно, не все уже знают, кто такая была эта юная художница Надя Рушева. Поэтому наш долг - возродить память о Наде и познакомить молодые поколения с ней и ее наследием.        

В семье московского художника Николая Константиновича Рушева и солистки балета Тувинского театра Натальи Дойдаловны Ажикмаа, находившихся 31 января 1952 года в командировке в столице Монголии Улан-Баторе, родилась дочь. По совету друга, местного мудреца, девочку назвали Найдан. На древнетибетском наречии это означает "вечно живущая". По-русски ее называли созвучным именем Надежда. С пяти лет, несмотря на детскую непоседливость, она стала изображать на бумаге все, что рождало ее воображение. Отец много времени проводил с дочкой за чтением, а Надюша рисовала то, о чем только что услышала. Николай Константинович первым разглядел в маленькой дочурке дар божий и начал серьезно с ней заниматься.        

Известный советский скульптор, художник-анималист академик В.А.Ватагин, ставший консультантом Нади, писал: "Я имею счастливую и ответственную возможность наблюдать развитие необычных способностей Нади Рушевой... Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы "детского творчества", но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира".        

О необыкновенном композиционном чутье этой удивительной девочки и о ней как о "замечательном человеке" писал Борис Полевой. В 1962 году он сменил Валентина Катаева на посту главного редактора журнала "Юность" и стал инициатором первой выставки рисунков Нади в редакции журнала в 1964 году и публикации повести Э.Пашнева "Ньютоново яблоко" с ее иллюстрациями в 1965 году.        

"Взрослея, Надя становилась все красивей. У нее было одухотворенное лицо, задумчивый взгляд человека, чутко слушающего жизнь, углубленность в себя и добрая, светлая улыбка. У нее были прекрасные руки, руки музыканта," - так писал о юной художнице журналист Макс Дахие.       

Надя рисовала много, без устали. После нее осталось более 10 тысяч рисунков. История искусства не знает другого такого примера. Чистые безупречные линии... Маститые художники тратили немало времени на отработку подобной техники рисования - Наде же это удавалось с неподдельной легкостью. Она оставила нам более 10 тысяч новелл о человечестве и о себе, в каждой из которых живет ее душа и бьется ее сердце.        

Как-то знаменитый пушкинист А.И.Гессен предложил Наде проиллюстрировать его книгу "Жизнь поэта". Так родилась знаменитая "Пушкиниана". Александр Гессен рассказывал: "... на 95-ом году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но - Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изумлённое чутьё художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух настроения Пушкина и его эпохи?" Сама же Надя говорила, что она живет жизнью тех, кого рисует, видит их сквозь бумагу.        

Пушкиниана Нади Рушевой удивительна! Такой же легкий быстрый росчерк, как у самого Пушкина. Ленинградской студией документальных фильмов за несколько дней до внезапной смерти Нади был сделан небольшой фильм-очерк "Тебя, как первую любовь...". Тогда всю съемочную группу поразили и Надин талант, и непосредственность, готовность сосредоточиться и рисовать в любой момент. Девочка очень любила город на Неве, работа над фильмом стала для нее одновременно праздником общения с прекрасным. Музыкальным сопровождением к фильму стала медленная часть второго концерта Рахманинова, которую Надя очень любила.       

Рисунки к "Илиаде", "Одиссее", "Маленькому Принцу", "Войне и миру", "Кондуиту и Швамбрании", к произведениям Байрона, Киплинга и много-много других! Надя не подражала никаким направлениям в искусстве, не училась в художественных школах. Она редко рисовала с натуры, но всегда подробно изучала материалы, связанные с темами своих работ.       

В 1968 году, в шестнадцатилетнем возрасте, Надя Рушева первой из художников проиллюстрировала сложнейший многослойный роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Е.С.Булгакова, вдова писателя, на встрече с родителями Нади, состоявшейся уже после смерти художницы, в конце 1969 года, очень высоко оценила эту работу. Подолгу рассматривая выставочные листы в большой папке, она восклицала: "Совершенство! Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Это настоящее искусство! Можно смотреть до бесконечности... Какой безошибочный рисунок! Как Надя чувствовала Христа! Как ребенок - ребенка... Простота средств и мудрость". Елена Сергеевна мечтала издать роман "Мастер и Маргарита" с рисунками Нади. Позже такую книгу выпустили в Барнауле, но все рисунки оказались смазанными.       

Надя творила, постоянно развиваясь. Много и быстро читала, слушала музыку, занималась спортом. Ее очень интересовали архитектура и живопись. Часто гуляла она по старым московским улочкам и посещала залы знаменитых художественных музеев. "...Я люблю смотреть раннее итальянское Возрождение... работу Боттичелли "Благовещение". Это один из любимых моих художников. И каждый раз, когда приходишь, хотя знаешь эту картину наизусть, всегда долго стоишь и смотришь".        

Сохранилась замечательная фотография, сделанная в 1968 году в одном из залов Большого дворца в Петергофе, где Надя рассматривает галерею женских портретов. Прекрасное одухотворенное лицо, открытая детская душа и взрослое понимание...        

Надя прожила всего семнадцать лет и тридцать шесть дней. Внезапное кровоизлияние в мозг шестого марта 1969 года оборвало жизнь гениальной девочки.        

Вскоре стали выходить публикации о ней с большим количеством неточностей и ошибок. Родители Нади решили сами написать правдивую книгу воспоминаний. Через три года после трагической смерти дочери отец Николай Рушев принялся за этот труд, расшифровывая дневниковые записи 1968-69 годов. Трагедия подорвала его здоровье, и он, боясь, что не успеет, начал работу над рукописью только в 1972 году. Через шесть лет после смерти Нади Николай Константинович отпечатал и подшил текст в 400 страниц, а через 2 дня, 23 октября 1975 года, его не стало. Книга воспоминаний "Последний год Надежды" проникнута глубоким духовным родством и дружбой двух художников - отца и дочери.        

Сейчас эта книга находится в издательстве "ТЕИС" и ожидает своей публикации. Очень хотелось бы получить финансовую поддержку в этом благом деле!        

Наследие Нади Рушевой хранится в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. В архиве журнала "Юность" наверняка сохранилась опубликованная ранее совершенно уникальная переписка Нади с ее артековским другом Аликом. В московской школе 470, где училась художница (теперь имени Нади Рушевой), а также в Туве, на родине Надиной мамы, работают музеи, хранящие множество ее работ. Тувинский музей уже имеет собственный сайт: "Надя Рушева. Неисправленная двойка", идет разработка сайта школьного музея. В Санкт-Петербурге на студии документальных фильмов хранится тот самый сюжет по "Пушкиниане" Нади, снятый накануне ее гибели.        

Современники Нади имели счастливую возможность посетить ее многочисленные выставки в разных городах и странах, прикоснуться душой к этому хрупкому гению. Счастливчики берегут немногочисленные экземпляры книг, среди которых "Графика Нади Рушевой", "Пушкиниана Нади Рушевой". Некоторые их обладатели, желая поделиться с нами своим сокровищем, выставляют в Интернете Надины иллюстрации, статьи о ней, эссе, очерки.        

Но, к сожалению, ушли из жизни многие из тех, кто был наиболее близок семье Рушевых. Все труднее теперь организовывать выставки, особенно выездные, не находится средств на переиздание книг. Некому похлопотать о показе документального фильма по телевидению.        

31 января 2007 года Наде исполнилось бы 55 лет. Давайте всем миром послужим ее памяти посильной помощью и снова зажжем для нас, живущих, и тех, кто еще родится, эту божью свечу, свечу Нади Рушевой - девочки с прекрасными восточными глазами и горячим сердцем!

______________________

Источник: Кифа. - 2006. - №15(53). Приложение "Открытая встреча"

 

© 2017 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.