В начало раздела

 

О.В. Троицкая, Е.Н. Черноземова

Те, кто рождается с душой,
уже обученной трудиться…

 

Неоспорим тот факт, что на рубеже двух столетий – XX и XXI – в общество приходит Новое поколение. На Западе и в Америке их называют «детьми индиго», по цвету ауры. В России их называют по-другому – Новый человек, Дитя Света – и основными качествами их личности предполагают нравственность, справедливость, склонность к философии высокого порядка. Они оценивают суть вещей и явлений вне домыслов сухого разума, запутавшегося в сетях традиционных социальных представлений. В них живет иной разум – разум сердца. И если признать это как данность, то реальность явления Новой человеческой генерации сразу смыкается со многими провидческими указаниями светил философской науки двадцатого века, возводя поколение Детей Света в его истинный ранг – ранг человека, который все более становится Человеком, эволюционируя духовно. В 1937 году в письме к А.И. Клизовскому Е.И. Рерих пишет, что интеллект на нашей Земле «получит свое развитие в полном круге и в Пятой расе его, пока же мы еще только в Четвертом круге и в Пятой Расе, при завершении ее, потому для нашего круга интеллект уже достиг апогея своего развития, и с нарождением Шестой расы, вернее, с ее утверждением, ибо уже немало людей, принадлежащих к Шестой расе, мы вступим в эпоху нового развития духовного сознания, имеющего свое основание в сердце» [1].

Поток сенсационных свидетельств о рождении детей иного склада обрушился на нас около двух лет назад благодаря изданиям, вышедшим за рубежом. Все они в основном американского происхождения. Но мало кому известно, что факт массового прихода в мир в конце восьмидесятых годов прошлого века малышей с иными возможностями и жизненными критериями впервые был публично констатирован в 2000 году на Международной научно-общественной конференции «Новая Эпоха – Новый Человек», проходившей в Международном Центре Рерихов. Первые же серьезные отечественные педагогические работы, касающиеся этой тонкой и требующей очень аккуратного к себе отношения темы, увидели свет задолго до заокеанских сенсаций (часть которых, пытаясь втиснуться в область научных исследований, носит сомнительный наукообразный характер).

На заседании Круглого стола конференции 2000 года вице-президент МЦР, Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, академик Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Л.В. Шапошникова шесть лет назад произнесла слова, прозвучавшие как итоговое подтверждение событий, определивших сегодняшний качественный скачок в массовой духовной эволюции человека: «Одаренные дети рождались на протяжении всей истории человечества. Но те, что подходят сейчас, качеством своей одаренности отличаются от предыдущих просто одаренных детей. Чем именно? Во-первых, они утончены. Во-вторых, они обладают способностями, которые в течение веков были способностями редкими, – в частности, ясновидением, яснослышанием, пророческими способностями и многим другим. В-третьих, их пророческие способности выступают как бы в синтезе, образуя то новое качество творчества, которое присуще этим детям. <...>

Появление этих детей ставит и перед обществом, и перед родителями, и перед самими детьми ряд труднейших проблем. Они выходят новыми людьми из среды старого – так развивается эволюция. Нельзя сначала уничтожить все старое, а потом посадить новое. <...> Проблемы, с которыми эти дети сталкиваются, достаточно трудны. Первая проблема: им не верят, что они что-то там видят и слышат. <...> Среди сверстников такие дети выглядят белыми воронами. Это естественно – они выделяются среди них, а толпа обычных детей не любит, чтобы кто-то выделялся, и это влечет за собой определенные последствия для этих одаренных ребят. Третья проблема связана с учителями, которые <...> начинают ломать этих детей, стараясь их сформировать по своему образу и подобию. <...> Возникает острейшая, тяжелейшая и очень ответственная проблема – проблема сохранения этих детей со всеми их особенностями, потому что в их руках наше будущее» [2].

Время Новых детей пришло. Возможно, раньше, чем мы этого ожидали, но страшные катаклизмы середины двадцатого века спровоцировали, очевидно, ускорение процесса Духовной эволюции в силу необходимости выживания человека как существа, несущего в себе высокое, Новое сознание, а не узколобого потребителя с определенными видовыми признаками. Это уже не пророчество о неясном будущем, не гипотеза и не теоретическое предположение. Это реальность нашего времени, и мы должны принять Детей Света и главное – различить среди других ребят, родившихся в это же время. Одаренность, талант – великое благо, но не единственный критерий, по которому можно отличить мальчика или девочку с выдающимися способностями в той или иной области искусства или науки от ребенка, с колыбели несущего в себе иное, широкое, космическое мироосознание. На Круглом столе конференции 2000-го года Л.В. Шапошникова определила, как первый признак изменений – приход человека духовного: «Процесс преображения человека имеет два направления. Одно направление – преображение человека в пространстве плотной земной материи, другое – эволюционное преображение человека в пространстве Высших миров. <...> Когда эти два потока соединяются, – а они в это время соединились, – то возникают достаточно мощные процессы, связанные с изменением энергетики и с появлением человека нового энергетического вида. <...> Если наш, предшествующий вид человечества можно назвать “человеком разумным”, то теперь грядет “человек духовный”» [3].

Новые дети приносят с собой и демонстрируют высокие способности к уяснению структуры мироздания и места в нем человека, чувство великого сострадания ко всему живому, огромный объем памяти, включающий знания о прошлых жизненных накоплениях, а также ощущениях, предшествующих рождению. С самого раннего возраста они проявляют способность к философствованию и формулируют ответы на вопросы из разряда вечных: о смысле жизни, строении мироздания, своей роли на земле.

Многие из новых детей обладают ярко выраженными талантами. Но этот талант имеет свой отличительный признак: он не просто технически выше на порядок, чем у сверстников. В первую очередь, не талант владеет его носителем, как это зачастую бывает. Носитель – владеет им, ибо для этого ребенка талант – один из инструментов познания мира. В детсадовскую пору, находясь в возрасте «почемучек», такие малыши чаще озадачивают своих родителей и воспитателей вопросом «зачем?». В школе они часто выдают верные ответы на поставленные им задачи, применяя нестандартные решения и не заботясь об их ходе. Со стороны это выглядит так, будто они получают необходимую информацию «из воздуха», что ставит в тупик, в первую очередь, школьных учителей, в большинстве своем не знакомых ни с Живой Этикой, ни с принципами Гуманной педагогики, разработанными Ш.А. Амонашвили и его соратниками. Как это происходит – вопрос пока открыт, а потому остается место для наукообразных рассуждений, которые профанируют проблему в целом. Нестандартность таких школьников сильно усложняет им жизнь. Они отказываются ходить в школу, потому что ни их энергетика, ни скорость восприятия, ни методы преподавания, ни информационный объем их не удовлетворяют. В результате взрослые получают в ответ агрессию, возникают конфликты со сверстниками другого уровня сознания.

Уже сегодня все заметнее: новизна их подходов к восприятию действительности состоит в том, что на них не действуют навязываемые стереотипы массовой культуры, которые призваны защитить интересы общества потребления. Они не становятся жертвами рекламы. Это свойство помогает им уберечься от меркантильно настроенных взрослых, готовых делать деньги на демонстрации необычных качеств, связанных с их тонкой интуицией и повышенной чувствительностью. В искусстве они отдают предпочтение высокой классике, игнорируя попсу и формалистические выверты, лишенные глубины и духовности. Они изначально имеют высокие установки, обостренное чувство справедливости, врожденную развитую нравственность. Также регистрируются антропные изменения: сотрудники Лаборатории электрофизиологии высших функций мозга Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН утверждают, что новые дети появляются с равным образом развитыми левым и правым полушариями головного мозга, что благоприятствует разносторонним способностям [4].

Однако грань между одаренностью и иным человеческим свойством, между вспышкой агрессии болезненного качества и резким душевным движением, которое спровоцировано неутоленной жаждой новой информации, нитевидно тонка. Ее можно нащупать только шестым чувством. Значит, новая форма общения поколений должна стать также – новой. То есть – интуитивной. Из сердцевины. Об этом говорит Ш.А. Амонашвили, когда вновь и вновь произносит: «Без сердца что поймем?»

Нам необходима собственная духовная состоятельность, особая чуткость по отношению к детям Нового сознания. Терпимость и терпение. Конечно, это нужно всем детям – всем, без исключений. Но этим – в особенности, иначе обратной связи не будет. Они нас не услышат, просто не будут слушать. А в ответ на попытку авторитарного воздействия мы получим либо резкий протест, либо снисходительное молчание.

О миссиях крылатого поколения спорят и, очевидно, будут спорить еще долго. Но одна из них уже ясна: появление Новых – крылатых! – детей, детей Света принудило нас задавать вопросы, связанные с нашей собственной крылатостью. Мы должны наконец заглянуть в самих себя и понять необходимость собственного преображения, хотя бы затем, чтобы не переломать им их хрупких крыльев, а такие прецеденты – были.

Но скорее всего, если мы станем делать сенсацию из эволюции и не приложим усилий, чтобы найти в себе необходимые для естественного общения с детьми Света душевную чистоту, толерантность и терпение, они, окрепнув и без нас, «рожденных ползать», расправят крылья и улетят. С кем мы останемся? Это Новые, но – НАШИ дети…

Предлагаем читателям несколько очерков о детях, с которыми познакомились участники Международной конференции «Новая Эпоха – Новый Человек» в 2000 году.

 

Гриша Мисюра

Гриша Мисюра

Замечательному художнику из Санкт-Петербурга в 2000 году было шесть лет. Его необычные способности открылись очень рано, когда он еще не умел говорить. Тогда его поразил паровозик из какого-то мультфильма, и он знаками просил отца рисовать его снова и снова. А когда ему все-таки показалось изображенного мало, он сам взял карандаш и всем на удивление нарисовал длинный состав с вагончиками, уменьшающимися по всем законам перспективы. При этом все детали на каждом из вагончиков были тщательно прорисованы.

Особое событие произошло, когда Грише было пять лет. Он с мамой шел по Владимирской площади, когда раздался колокольный звон. Мальчик встал как вкопанный, и мама не могла сдвинуть его с места, пока звон не прекратился. Вернувшись домой, Гриша стал рисовать церкви по памяти со всеми декоративными деталями и стилистическими подробностями, соблюдая пропорции, объем, перспективу, выбирая лучшие ракурсы, показывая удаленность, чему его никто не учил. В роду не было художников, отец – сварщик, мама – инженер. Соборы, храмы, церкви – предмет его особого внимания, хотя растет он в абсолютно светской семье. Рисует очень быстро. Рисунок создается за 3–5 минут. При этом усидчив. Может работать 5–6 часов подряд, в течение которых создать до 60 рисунков. Ту же тягу к рисованию проявлял старший брат Гриши Антон, но его желание рисовать постепенно угасло, после того, как он пошел в школу.

Гриша Мисюра. Троицкий собор

По оценке специалистов Государственной художественно-промышленной академии им. В. Мухиной, архитектурная графика – самый трудный вид изобразительного искусства, которому в академии художеств учат много лет. Чтобы сохранить Гришин талант, утверждает заслуженный деятель искусств России, председатель Совета по детскому художественному творчеству при Союзе художников Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева, как это ни парадоксально, нужно не учить его рисовать, спасти его от стандартной программы по рисованию.

Рисунки Гриши производят удивительное впечатление. В них многое против правил. Небрежно, быстро начертанные линии неаккуратны, не параллельны, но вместе создают желаемый для передачи архитектурного впечатления ритм. Сотни художников изображали силуэт Петропавловской крепости, а у Гриши он какой-то узнаваемо свой. Потом ему вздумалось и удалось изобразить всю территорию крепости с высоты птичьего полета.

Гриша Мисюра. Невский проспект

Вот Невский в перспективе, со сходящимися в одну точку троллейбусными проводами и сужающимися линиями тротуаров, запруженный толпой людей. А вот та же перспектива, но на этот раз забитая потоком машин. До 2000 года он не был в Москве, но по отдельным изображениям воспроизвел перспективу Красной площади со стороны собора Василия Блаженного и передал ее в рисунке на удивление точно.

В общении Гриша ни на какие контакты не шел. Не то чтобы аутист, он просто вас не слышит, но вдруг выхватывает в вопросительной интонации самое важное из сказанного. Именно так ведут себя те, кому ставят диагноз синдром дефицита внимания. Только какой же тут дефицит, при такой колоссальной способности сосредотачиваться? Если не видеть, как он рисует, подумаешь, что нужно вмешательство дефектолога. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что такой тип поведения обычен в пять-шесть лет: в случае, если ребенок считает, что его не понимают, он начинает играть в ответное непонимание. Те же специалисты считают, что это опасно, поскольку тип поведения может закрепиться.

Мы не могли убедить Гришу пойти в зал и показать всем лодочку, которую он смастерил, совсем незатейливо закрепив бумажку-парус на нетронутом бруске пластилина. Но он пришел от нее в такой неописуемый восторг, что не выпускал из рук, а если все же вдруг выпускал, то начинал плакать, теряя ее из виду. Художник Олег Высоцкий долго и терпеливо убеждал его пойти в зал. Гриша беспомощно смотрел по сторонам, будто бы ища защиты. Когда Олег дошел до аргумента: «Художник должен показывать другим свои работы. Ты покажешь всем лодочку, а потом снова заберешь. Вот я же показывал вам свои картины...», – Гриша, который вроде бы ничего не слушал, вдруг, прервав его на полуслове, сказал вопросительно вроде бы ни для кого: «Художник должен?»

Гриша Мисюра. Корабль

Два года назад у Гриши стал складываться новый цикл рисунков – на этот раз парусных судов, которые, как и архитектурные сооружения, он изображает со множеством деталей и подробностей, так, будто когда-то изучал корабельное дело. (Как знать, может быть, прорастание этого дара осуществлялось как раз в тот момент, когда мы к нему приставали с тем, что должен художник?) Парусное судно с расправленными парусами, стеньгами, мачтами, веревочными лесенками так организует пространство листа, что производит впечатление строгой выверенности и расчета. Но рисунок возникает на глазах, без прикидок и набросков, вырастая от тряпицы на флагштоке до ватерлинии. Судно может быть наклоненным над водой, будто под порывом сильнейшего ветра, градусов на 60. Может быть дано во всевозможных ракурсах. Может идти вдоль узнаваемых питерских берегов, а из Невы при этом может выглядывать крокодилья пасть. Земноводные – еще одна тема изображений.

Летом 2005 года Гриша перешел в пятый класс. В школе дела не ладились, и мама попробовала отвести его в лицей имени Иогансона при Академии художеств. Когда на просмотр были предъявлены рисунки, вердикт был суров, а состоявшийся диалог слегка абсурден: «Не надо врать. Ребенок так рисовать не может». «А если это все-таки его рисунки?» «Значит, он гений».

Гения посадили писать установочные натюрморты, а он по природе своей график, красками никогда не работал. На первых листах краски текли. Он попросту не умел держать в руках кисть. До сих пор рисовал шариковыми ручками или простым карандашом на листах, на тряпочках, на всем, что под руку подвернется. В ходе подготовительных занятий, как только почувствовал кисть, все сразу пошло и стало получаться.

Повредит ли школа своеобразному дару? Пока, по наблюдениям мамы, он каким-то диковинным способом умело сочетает одно с другим и продолжает воспринимать изображаемое целостно. Про самый обычный учебный натюрморт может пуститься в объяснения: «Этот чайник – грустный. У него носик так повернут».

Дружно всеми третируемый в общеобразовательной школе за свою замкнутость и немногословность, в лицее Гриша сразу же со всеми передружился. Он играет в футбол как обычный мальчишка и говорит, что его любимые цвета – белый и голубой.

 

Катя Колосовская

Катя Колосовская. Без названия

Необычный дар рисования, чувство цвета и формы, мастерское сочетание их в ткани рисунка, который развивается прямо на глазах из сочетаний густо прорисованных замысловатых деталей в стремительно отлетающую в изящном изгибе линию, вдруг замыкающую пространство и творящую сказочную реальность полета мечты над цветущим лугом.

Девочка сидит за столом и что-то набрасывает карандашом, который держит в левой руке. На вопрос «Что ты рисуешь?» отвечает: «Не знаю». И на вопрос «А что получится?» – тоже «Не знаю». Все творится без предварительного замысла, мысль работает в процессе творения.

В 2000 году Кате было 10 лет. C 4,5 лет постоянно рисует, отдавая предпочтение графике. При этом ей нравится учиться, набираться опыта. Но, много занимаясь и учась, она остается ни на кого не похожей. В 1995 году, в 6 лет, занималась в детской художественной студии при Третьяковской галерее. В 1996 г. училась в Экспериментальном комплексе «Школа Развития» в Крылатском. С декабря 1996 года занималась в студии Наталии Марковой «Учитель и ученик». С 8 лет ее работы постоянно участвовали в многочисленных выставках. Только в 1997 году таких выставок было три: весной ее работы были представлены на большой детской выставке под эгидой ООН в Сиэтле; летом – на выставке в московском представительстве компании «Дженерал Электрик»; в декабре того же года – на выставке в Конституционном Суде РФ. И так из года в год.

На выставке детского рисунка, приуроченной к конференции 2000 года, было представлено несколько Катиных работ. Среди них был тот самый «Полет мечты». Многим запомнились «Дамы как кошки». Силуэты безликих дам выполнены в японской стилистике, в них все передано через движение рук, наклон головы, пластику. Им не нужны лица. Эта же способность передавать настроение и впечатление дана Кате и в слове. В ее стихах, написанных в 8 лет, есть живопись, интенсивность цвета, и переливы полутонов, и ритм рисунка:

Стихи, написанные в метро 23.11.97 (8 лет)

Холодной дымкой вьюга поднялась,
Снежинки кружатся, как вязь,
Кусты покрыты снежным одеялом,
Замерзло все, все спит ... А лед горит,
Переливается цветами рая;
А вечером ковер из золотых огней,
Как весело зимой, как хорошо мне с ней!

Рождественская ночь

Звенят колокола – вот ночь печальная всплыла.
Сегодня ночь веселая!
И елки заискрились, шары везде блестят,
Игривые бубенчики звенят себе, звенят.
Вот сани быстроездные бегут, бегут, бегут,
Олени быстробредные бредут, бредут, бредут,
Снежинки разноцветные летят, летят, летят,
А дети все веселые по домикам сидят!

Катя Колосовская. Клоун

По итогам конференции каждый из юных участников получил письмо за подписями президента Международного Центра Рерихов, Чрезвычайного и Полномочного посла России Ю.М. Воронцова и президента Международной Лиги защиты культуры, академика РАН Б.В. Раушенбаха, в котором предлагалось обратить внимание на его особые способности и дарования. Кате письмо помогло тем, что в Выставочном зале Крылатского в день ее одиннадцатилетия была открыта персональная выставка ее работ. Выяснилось, что работ у Кати много, что и кошек, и другое зверье она может изображать в различных стилистических манерах, придавая им черты национального колорита.

В реализации своих замыслов Катя проявляет огромное упорство и работоспособность. Работает много, хотя и устает. Кроме того, она проявляет огромную веру в себя. Многие педагоги и знакомые говорили ее маме, что ничего необычного в том, что ребенок увлечен рисованием, нет. С возрастом все пройдет. Но Катя верила в себя, а мама верила в Катю.

В 2005 году Катя закончила экстерном 10 и 11 класс и поступила во ВГИК на отделение рисованной мультипликации, выдержав огромный конкурс. Когда она принесла свои работы на просмотр, сбежался весь педагогический состав. Педагоги долго рассматривали работы, делились впечатлениями, а потом, вспомнив про Катю, повернулись к ней и сказали: «Извините, пожалуйста… что мы вас будем учить».

Это, кстати сказать, нормальная позиция продвинутых взрослых: не злиться на новое и «неправильное» с точки зрения «школы» и отстоявшегося мастерства, а поддерживать и бережно взращивать пробивающее себе путь необычное и прекрасное. Не самоутверждаться на тех, кто менее опытен, но очевидно более талантлив, а открывать им путь в большую жизнь.

 

Софья Конищева

Софья – выпускница 11 класса школы №222 города Заречного Пензенской области. Она хорошо рисует и с 11 лет пишет стихи.

Учитель Софьи Валентина Васильевна Донская принимает участие в ее судьбе, внимательно следит за ее развитием и рассказывает о трагедии, произошедшей в ее жизни. Четыре года тому назад девочка попала в автомобильную катастрофу, в которой погиб ее отец. За два последние года Софья потеряла вес до 28 кг. Ее мучает бессонница. Стихи она пишет по ночам. Сейчас в ее состоянии стали заметны улучшения. Знакомые с арт-терапией – излечением искусством – увидят здесь подтверждение тому, как работают хорошо им известные приемы. По-настоящему удивительно то, что человек сам нашел в Слове путь к восстановлению в тяжелейшей ситуации.

По стихам видно, каким высоким, гармоничным, светлым и не по-детски глубоким было восприятие мира входившего в жизнь человека, каким вселенски осмысленным оказалось личное горе, как под его бременем мысль и дух стремятся постичь непостижимое и как с помощью слова осуществляется стремление проникнуть в непроницаемые миры. Как дисгармония мира ранит, принося боль, но дух не дает согласиться с тем, что переносимые страдания бессмысленны. Как переживаемое в земной плоскости увязывается с вселенской борьбой за гармонию и чистоту.

Дума

Не здесь души моей рожденье,
Не этот мир – родимый дом.
Я существую в заточенье,
Чужим все кажется кругом.
Я не сниму оков телесных.
Раз мне дано – я буду в них.
Но узнаю в чертах небесных
Рай для души, рай для святых.
На миг природы пробужденье
Воспоминание встревожит.
И о духовном сотворенье
Та память сердце мое гложет.
Я знаю, эти испытанья
Мне сверху Господом даны.
Чтоб чрез мученья и страданья
Постигнуть тайны старины.
Сей плен мне воли поумножит.
И знаю я, когда-нибудь
Та воля сильная поможет
Душе покинуть эту грудь.

Ну, такая

Я хочу заглянуть за ту грань,
Где кончается мир человека.
Мне бы снять эту плотную ткань,
Липкий снег с запотевшего века.
Мне ли думать о счастье людей?
Я себе даже радость рисую.
В толкотне сумасшедших идей
Непрерывно колоду тасую.
Если ляжет удачно расклад,
Значит, будет и силы подпитка,
Если сложатся сотни преград,
Значит, сдавит тяжелая плитка.
Одиночество, гнев и тоска
Заставляют бороться с собою.
Не хватает у сердца куска,
С лютым духом об этом поспорю.
Я как будто остыла от чувств.
Потеряла врожденное место.
В мире творчества, в мире искусств
Я на полном законе невеста.
Пусть не понята, пусть я одна,
Пусть такая, как есть, я буду.
Я не верю, что я не годна
Просветлению внемлить, что Будда.
Мне пороки мои не грешны.
И на каждую мысль своя мера.
И вот-вот будут тексты слышны.
Потому что есть только вера!

Звента Свентана

У светлого храма с пятью куполами,
Где крест так и просится в небо войти,
Где тучи, как волны, гонимы ветрами,
Стремятся подальше от храма уйти,
Стояла царица, как лебедь одета.
Красива, как небо, вся залита светом,
Она говорила: «Хоть мир наш раним,
Мы к господу веру всем сердцем храним».

Тайны Бытия

Ты видишь мою седину?
Ты веришь, что время лживо?
Семнадцать отсчетов живу…
Ох, нет. Существую лениво.
Нет веры. Сломалась душа.
А вера – есть тайна бессмертья.
И в ком-то живет Иешуа.
Но дух не меняют столетия.
Будь Будда то, Кришна, Аллах.
Названий есть много в народе.
Но речь не идет о Богах.
Ответы найдешь ты в природе.
Отшельникам, жившим в лесу,
Иль ламам в горах, в Тибете
Я клятву свою принесу,
Я их расспрошу о секрете.
Мудрец не расскажет мне суть.
Энергией, чувствами, взглядом
Он только укажет мне путь,
А я постараюсь быть рядом.
Пойму, высший разум един.
Законы вселенной едины.
Не просто же глыбами льдин
Покрылись такие картины:
В гармонии правят Атланты,
Лемурийская раса на пару.
Но в мыслях своих Гиганты
Смогли расплескать отраву.
Не зря же всемирный потоп
Очистил от грязи Землю.
Покорно усвою урок,
Покорно преданьям внемлю.
Сейчас у нас есть тела.
А раньше – иные сферы.
И мысль материальна была.
Сейчас лишь уменьшились меры.
Люби, благодействуй, верь.
И Кармы очистишь сосуд.
А я приоткрыла дверь.
Пока только начался суд.

 

Никита Лаврентьев

«Я, – Лаврентьев Никита. Мне 13 лет. Я очень люблю свой родной город, люблю Россию. Мне хочется, чтобы наша страна была самой богатой, самой красивой, самой лучшей во всем мире. Я хочу, чтобы наш город Омск был самым прекрасным городом на Земле. Мне нравится, когда люди радуются, нравится, когда они хотят помочь друг другу. Своими картинами я хочу помочь людям, чтобы мои работы радовали их. Через свои картины я хочу передать людям красоту, любовь, силу, передать это Земле, городу, стране. Мне очень хочется найти верного, преданного друга, которому можно все доверить и во всем верить. Чтобы друг понимал меня, а я понимал друга. Я люблю путешествовать, где высокие горы, чистое небо, быстрые реки, развесистые деревья. Где ручьи прозрачные, чтобы птиц было много и песни их были радостны. Я люблю купаться и строить города на песке, люблю быструю езду на машине и скакать на резвом коне. Я люблю мир в семье, люблю добрых и отзывчивых людей, не люблю злых и завистливых. Очень сильно мне нравятся собаки и кошки, и все живое на земле, когда светит Солнце, поют птицы, цветут цветы, звенят ручьи. И еще я очень люблю своего старшего брата, а брат любит меня. Нам хорошо друг с другом. Я люблю своих родителей и хочу, чтобы они долго-долго жили и были здоровыми и счастливыми. Я хочу, чтобы на Земле был мир. Чтобы люди любили друг друга, не было войны, не было зла».

Никита Лаврентьев.
«Во все года, во все века,
В борьбе и трудностях
Стояла Русь,
Черпая силы в Святости Своей»

Никита Лаврентьев живет в городе Омске. Помимо учебы в общеобразовательной школе, он берет уроки гитары, имеет коричневый пояс по карате. Он дважды чемпион области по ката и кумитэ в соревнованиях по каратэ-до. Омская региональная организация общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» наградила Никиту двумя медалями за первые места в областных соревнованиях по каратэ-до в феврале 2004 г. Три года подряд он становился чемпионом Левобережного округа по подтягиванию в соревнованиях «Орлята России». Никита – третий в округе по плаванию.

С октября 2003 Никита занимается в изостудии «Гармония» у преподавателя Т.И. Кравчук.

На вопрос о своей сверхзанятости и возможности оставить одно из направлений самосовершенствования Никита отвечает твердым несогласием. Он убежден, что от жизни можно получить ровно столько, сколько вложишь труда. Каратэ ему нужно для того, чтобы учиться побеждать духом и с уважением относиться к соперникам, и еще для того, «чтобы себя вычищать». Когда мы услышали от него «себя вычищать», это изумило точностью сказанного. Потом засомневались: может быть, почудилось, может быть, прозвучало обычное «себя защищать»? Но все, кто участвовал в разговоре, подтвердили, что сказано было именно «вычищать».

Никита Лаврентьев.
«Укрепляя корни, расширяя крону,
Я в содружестве Земли и Неба
Дар землянам отдаю для славы,
Для любви, для силы и для мира»

С рисованием вышла занятная история. При попытке что-нибудь изобразить на бумаге оставались только небрежные, неказистые линии, и мама Никиты попросила свою знакомую позаниматься с ним хотя бы немного, чтобы по рисованию не было тройки. И как только Никите были сделаны первые подсказки, все преобразилось. За два года он создал 110 работ, в основном пастелью и гуашью. Рисунки Никиты поражают неординарностью и глубокой философской направленностью. Всякий раз они отражают внутренний мир человека и его способность соизмерять себя с высокими духовными идеалами. Сами названия работ указывают на особенность его взгляда на мир: «Ступени восхождения», «Рассвет моей души», «Путь восхождения», «Союз духов озера и гор», «Долина Мира и Любви», «Покров Пресвятой Богородицы над Россией».

На вопрос о том, как приходят названия картин, Никита отвечает: «Они приходят не сразу. Но наступает момент, и я знаю, как работа должна называться».

Особенность души юного художника – направленность на дарение. Свои работы Никита дарит ветеранам, детским домам («Волшебное царство гномов»), Даниловскому монастырю («За нами Россия»). За картины, подаренные Колосовскому детскому дому, Общественная палата Омской области наградила его Дипломом «Доброволец сезона» – за активную гражданскую позицию и добровольческую деятельность.

Никита Лаврентьев.
«Был первый звук,
Который возвестил рождение Вселенной,
Он до сих пор звучит в колоколах церквей,
Буддийских храмах, в мантрах повседневных»

У Никиты было уже несколько персональных выставок: «Ступени восхождения» (2004), «Творение мироздания» (2005), выставка на Международной ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий в г. Отрадном Самарской обл. (апрель 2005). Он признавался победителем многих конкурсов: «Моя земля, опаленная войной» (2004), Международный конкурс фонда Янки Купалы. Художник Никита участвовал в торжественном открытии Центра «Помоги Советом» и в конкурсе, посвященном юбилею Врубеля, и его работы в числе победивших выставлялись в Москве.

Впечатленный светом картин Никиты, митрополит Омский Феодосий благословил юного художника на писание храмов и ангелов и наградил поездкой по Святым местам. Никита рассказывает, что ему нравится писать храмы. Он их выстраивает, создавая рисунок по принципам золотого сечения. Используя мотивы в действительности существующих храмов, он достраивает, дописывает что-то от себя. Так возникают храмы его собственных замыслов. И их названия приходят также неисповедимо, как и названия картин. Он просто знает, кому каждый из них может быть посвящен. Себя Никита изображает несущимся белым конем.

Один из посетителей выставки под влиянием света картин юного художника оставил в книге отзывов такую поэтическую запись:

Своим стремлением и творчеством своим
Он людям передал энергию Любви, добра и
вдохновенья.
Он показал нам всем, как мир прекрасен,
Как созидательна Земля,
Наполненность закатов и восходов.
Парящая над морем чайка
Спокойна и легка, она наполнена Землей,
энергией ее,
И наполняет нас движением своим, движением
волны.
В своих картинах передает он людям то,
Чем сам наполнен от Земли, от Неба, от Солнца
на закате.
Воздушность облаков, монументальность скал,
Устремленность птицы на угле атаки,
Передает художник нам
Всю красоту и мощь Земли, которая из недр своих
Несет для всех людей
Любовь, добро и вдохновенье.

Никита формируется под большим влиянием брата Николая, который старше его на 11 лет. В 2002 году Николай стал победителем конкурса «Политики нового поколения», а в 2003 году победил в суперфинале федеральной программы «Золотой кадровый резерв России». Губернатор Омской области наградил его «Золотой унцией». Никита не без гордости говорит: «Мой брат даже ночью работает».

Юный художник очень любит читать художественную литературу, особенно после того, как прошел полный курс по скорочтению. Пытается сам писать истории, сказки, фантастические рассказы, иллюстрируя их своими рисунками. Он пришел к выводу, что в скором будущем ему понадобится английский, и с большим усердием стал заниматься языком дополнительно к школьной программе. И это не полный список его результатов, утверждают родители Никиты. Они развивают своего сына по системе, разработанной мамой, Натальей Петровной Лаврентьевой. Своим родительским опытом по воспитанию разносторонней личности Наталья Петровна и Александр Николаевич охотно делятся на родительских симпозиумах. В апреле 2006 года они представили свой воспитательный проект на Ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий в г. Самаре. Родители Никиты считают, что системный кризис в России продиктован состоянием умов, отсутствием осознания смысла жизни обездуховленных людей, поэтому каждый родитель обязан сохранить и развить в детях то здоровое, яркое и светлое, с чем ребенок появляется на свет.

Роль родителей в том, каким стал Никита, велика. Но было бы неверным утверждать, что это они полностью его сформировали. По их собственному признанию, все получается совсем наоборот: это он их меняет и формирует, заставляя осмысливать по-новому все, что с нами, взрослыми, происходит.

 

______________________

Примечания

1. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 247.

2. Шапошникова Л.В. Выступление на заседании Круглого стола / Материалы международной научно-практической конференции «Новая Эпоха – Новый Человек». 2000, МЦР. М., 2001. С. 260-261.

3. Там же.

4. См.: Е.Н. Черноземова. Когда небо приходит на землю // Культура и время. №2, 2006. С. 186.

 

______________________

Источник: «Культура и время» № 3 (21), 2006


В начало раздела


 

© 2017 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.