«Мы - дети Света»

 

Обзор программы работы юных участников
Международной научно-общественной конференции
г. Москва, 7-11 октября 2006 г.

(полностью опубликовано в журнале «Культура и время» №4 за 2006г.)

 

а стенах зала С.Н.Рериха, где обычно проходят заседания, были представлены работы юных художников-космистов, которые приехали на конференцию из Санкт-Петербурга, Саратова, Омска, Москвы, Подольска, Владикавказа. Вместе со своими сверстниками - музыкантами и писателями - они выступали на общем заседании последнего дня конференции и были полноправными ее участниками наряду с учеными, профессорами и академиками, педагогами, работниками творческих профессий. Возраст юных творцов и философов - от 5 до 17 лет.

Выступление юных художников

На открытии выставки «Мы - дети Света» о них говорили взрослые - художники, психологи и искусствоведы. Л.В.Шапошникова сказала, что Живая Этика, данная Е.И. и Н.К.Рерихами в сотрудничестве с Мудрецами Востока, предвидела появление детей нового сознания. Эти дети несут нам весть дальних миров. Философия космической реальности помогает нам понять этих детей. Пока ученые пытаются осмыслить новый этап в эволюции человечества, художники, независимо от возраста, начинают мыслить космическими образами. Искусство опережает науку, и ярким примером этого являются представленные на выставке работы. Это удивительно и восхитительно, что дети интуитивно почувствовали ритм космоса - все работы имеют высокие художественные достоинства, они музыкальны и ритмичны.

Глубокое содержание детских работ свидетельствует, что сегодня именно дети дают нам принципиально новую информацию о мире и Вселенной, - об этом говорили все, кто выступил на открытии выставки. Затем слово взяли юные авторы представленных в экспозиции работ.

<...>

Лука Окросцваридзе

Частью общей культурной программы конференции был концерт юных исполнителей. На сцене - Детская хоровая капелла под управлением Марии Струве. Каждое выступление молодых исполнителей - музыкантов, певцов, поэтов - восхищало присутствующих зрелостью и оригинальностью творчества. Тем, кто принимал участие в конференции 2000 года, особенно интересно было увидеть творческий рост тех детей, которые спустя шесть лет вновь вышли на концертную площадку. <...> Видеозапись, где девятилетний Лука Окросцваридзе исполнил одно из сложнейших произведений - вторую Прелюдию С.В.Рахманинова - произвела на зрителей огромное впечатление. Оно усилилось, когда Лука, - ему недавно исполнилось 16, и теперь он студент 3-го курса колледжа при Московской государственной консерватории, стипендиат Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, - мастерски исполнил Прелюдию до-диез-минор того же великого композитора, творчество которого среди виртуозов почитается одним из самых сложных в мировой музыкальной культуре.

 

Юный дирижер Тимур Зангиев

Гордость за еще одного нашего юного соотечественника вызвал видеофрагмент выступления в Страсбурге оркестра Мариинского театра оперы и балета, исполнившего увертюру к опере Верди «Сила судьбы» - за дирижерским пультом стоял двенадцатилетний Тимур Зангиев. Какие духовные и интеллектуальные силы сокрыты в личности, не достигшей даже отроческого возраста! Как он, совсем мальчик, в общем понимании - ребенок, сумел почувствовать и, управляя прославленным оркестром профессионалов, воссоздать мощнейшую по эмоциональному накалу и философскому содержанию музыку Дж.Верди, которая под силу не каждому дирижеру даже с многолетним опытом? Ответ на этот вопрос невозможно дать, если не опереться на реальность сегодняшнего дня: такими духовными силами и полнотой чувств, таким глубинным пониманием интеллектуального замысла автора может обладать только дитя, рожденное с иной, новой степенью сознания.

<...>

Организаторы конференции разработали специальную детскую программу для юных участников. Когда взрослые участники конференции обсуждали феномен детей нового сознания, дети познавали и творили.

<...>

Круглый стол «Чтобы мир стал лучше»

В зале приемов президента МЦР состоялся Круглый стол юных участников конференции «Чтобы мир стал лучше», на который были приглашены ученые и педагоги. Открывая работу Круглого стола, Ш.А.Амонашвили обратился к собравшимся с вопросом - что может сделать сегодня каждый для того, чтобы мир преобразился. Этот непростой вопрос дети обсуждали со своей необычайно простой и глубокой точки зрения, они говорили о том, что есть Любовь, как изменяет мир искусство и что значит Учитель в жизни человека, о каких учителях мечтают дети, и всегда ли они готовы доверять своим наставникам и следовать за ними. Выяснилось, что юных мыслителей и граждан волнуют проблемы, связанные с издержками современной цивилизации, в частности - проблема засоренности пространства, которое они готовы очищать вакуумными установками и искусственно создаваемыми черными дырами. Мир станет лучше и чище, говорили дети, если все мы, без исключения, перестанем отвечать грубостью на грубость, раздражением на раздражение и злом на зло, если в мире будет больше неравнодушных людей, а взрослые перестанут наказывать детей просто потому, что не понимают их познавательных потребностей.

<...>

В рамках детской программы в Театре на Набережной состоялся моноспектакль «Чувство моря» (режиссер и художественный руководитель - Ф.В.Сухов, лауреат премии «Учитель года», профессиональный актер и режиссер). Автор сценария, написанного по стихам и письмам М.Цветаевой, и исполнитель - пятнадцатилетняя Екатерина Зайцева - сумели выразить и передать зрителям невыносимость для поэтического мироощущения удушливой атмосферы мещанства и политиканства. Спектакль нашел живой отклик в душах юных и взрослых зрителей, которые сердечно благодарили Катю за подаренные минуты откровения. Еще одно театральное представление на той же сцене - спектакль по рассказу Х.Кортасара «Проплывают облака - конец игры». Три юные исполнительницы выступили соавторами сценария, который вырастал из совместных поисков. В сценарий были включены три молитвы Я.Корчака и стихотворение И.Бродского, они органично вписались в то, что происходило на сцене. Исполнительницы получили награды и специальные призы за актерское мастерство. Часовой спектакль с одинаковым интересом смотрели и самые юные участники конференции, и их родители, и ученые.

Мастер-класс режиссера Ф.В.Сухова

После спектакля художественный руководитель и режиссер театра Ф.В.Сухов провел со зрителями мастер-класс. Не часто представляется такая возможность - сойтись на одном репетиционном поле (под руководством опытного педагога, около тридцати лет возглавляющего театр, в котором играют дети) семилетнему автору кантаты «Александр Невский», восьмилетнему автору трех задачников, юным поэтам и пианистам, победителям конкурсов, - с кандидатами и докторами наук. Здесь такая возможность представилась. Она была уникальной, и результаты ее были особенными. Вместе импровизировали малыши и взрослые. А двенадцатилетний Гриша Мисюра, уникальный юный художник-график, всегда застенчивый и молчаливый, предпочитающий в большом собрании занять самый дальний и незаметный угол, смеялся и шалил наравне со всеми, к великому удивлению всех, кто хорошо его знает.

Выступает Ю.Д.Куклачев

Завершилась детская программа «Уроком доброты» в единственном в мире Театре кошек Ю.Д.Куклачева. Юные участники конференции увидели четвероногих артистов и лично познакомились с самыми именитыми из них. Руководитель театра серьезно и сердечно говорил с ребятами о том, что такое талант и как он нераздельно связан с душевностью и любовью, со скромностью и трудолюбием.

<...>

Конференция «Дети нового сознания» подняла множество вопросов, связанных с будущими поколениями и прежде всего с детьми Света. Не на все из них сегодня можно дать ответ, но если есть вопросы - будут и ответы, поскольку наш контакт с новыми детьми - это вопрос согласия или несогласия с эволюционным процессом вообще, а он не спрашивает, хотим ли мы его присутствия и действия. Он движется, и не замечать его или вступать с ним в противоречие означает оказаться выброшенным вообще из процесса эволюции Вселенной. Есть единственный однозначный ответ: мы должны принять новых детей как прекрасную данность и стать их союзниками. Мы должны защитить этих детей, помочь им не сломаться в условиях хронического запаздывания нашей системы образования и воспитания, помочь им выжить в условиях преступного отношения к детству вообще. Оберегая детей, мы помогаем сбыться нашему будущему, которое только они способны сделать прекрасным.

Обзор подготовили О.А.Лавренова,
Е.Е.Мишина, Е.Н.Черноземова

 

К началу

 

^footer_1[]