Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Из философского наследия

Е.И. Рерих о Живой Этике

(выдержки из писем)


7 января 1933 г.

В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. <...> Книги Учения, в которые, конечно, входят и «Тайная Доктрина» и «Письма Махатм», дают огромную пищу духу и знанию, и вряд ли одной жизни хватит, чтобы изучить их как следует.


1 октября 1933 г.

Скажем о самом главном. Никакие физические средства не будут действительными там, где убита сердечная энергия. Значит, всегда и во всем прежде всего обращайте внимание на сердце и духовное развитие.

Сейчас множество людей страдают одержанием, но, чтобы помочь и в этом бедствии, надо опять-таки всеми силами укрепить психическую энергию и престол ее, сердце. И единственная профилактика для всего есть Живая Этика.


8 мая 1934 г.

… церковь, и многие другие блюстители традиций не смогут восстать против Живой Этики, ибо она не опрокидывает никаких основ, наоборот, отводит новое прекрасное место религии, освещая все неясные места в Священных Писаниях. Учение Этики дает новое, более глубокое и прочное устремление к водительству Духовному.


7 мая 1934 г.

Я предпочла бы называть Учение даваемое <…> именно Основами Живой Этики. Кто может, что сказать против этого высокого понятия.


14 июня 1934 г.

Но всякая насильственная обособленность в наш век сотрудничества и объединения, хотя в настоящей своей стадии объединение это проявляется гораздо мощнее в сфере механических достижений, пагубна. Но не за горами и следующая ступень, когда целые страны начнут стремиться к культурному, духовному сотрудничеству и объединению, внося каждая свой цветок достижения. Вот к этой ступени зовет и готовит нас Учение Живой Этики.


8 августа 1934 г.

Наука, Искусства и Живая Этика – прекрасная Троица!


12 августа 1934 г.

Не может говорить о Живой Этике тот, кто сам не проводит ее в жизнь, это будет кощунством.


30 августа 1934 г.

Лишь истинно просвещенный ум и сердце могут понять чистоту и красоту высокого служения Общему Благу, изложенного в Учении Живой Этики.


8 сентября 1934 г.

Почти все наши Общества являются прежде всего культурно-просветительными Учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, так же как даются концерты и по возможности учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь именно просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения Живой Этики – так называем мы наше Учение. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую вмещаемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых Истоков Знания Света.


10 октября 1934 г.

Без основы культуры или утончения как можно ожидать, что человек воспримет тончайшие вибрации? Можно ли ожидать от человека, который смотрит, не видя, и слышит, не слыша, глазам и ушам которого недоступны тончайшие тона и звуки в окружающей его природе, для которого земля всегда черная, горы зеленые или серые и все индусы и китайцы на одно лицо, а все звуки водопадов, рек и леса просто шум, можно ли ожидать, что он воспримет тончайшие энергии? Ведь первая основа каждого восприятия есть принятие его в сознание. Сознание есть единственный магнит, собирающий всю нашу сокровищницу. Потому в Учении так настаивается на открытии, на очищении и расширении сознания. Учение предоставляется тем, кто к нему стремится.


8 марта 1935 г.

Именно все Основы Живой Этики должны быть внесены и применены в жизни, ибо без этого существование невозможно. И при новых сочетаниях Светил возможно будет установление духовных лучей, которые пробудят в людях дремлющие энергии. Конечно, чувства благоговения и высокой преданности должны быть снова восприняты человечеством, если оно хочет продолжить свою эволюцию. Также и сотрудничество всех областей бытия становится все ближе, именно наука придет на помощь религии. Именно Указы Великих Владык облекутся во все сияние и мощь Лабораторных Лучей.


18 июня 1935 г.

Ведь истинное Христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока и Учением Живой Этики. <…>

Кроме того, Учение Живой Этики не носит печати национальности, потому оно и приложимо всюду и всегда. Несколько восточных терминов легко заменить западными их эквивалентами.


9 декабря 1935 г.

Кто будет говорить против начал Живой Этики? Кто может восставать против утончения [и] введения в жизнь истинного понимания Культуры? Не будет ли такой протестующий голос подыматься против самих Основ Бытия?


20 декабря 1935 г.

Между прочим, все книги Учения всюду называются книгами или Учением Живой Этики, а не Агн[и] Й[ога] серией.


31 декабря 1935 г.

Если собрать все, что сказано о школе во всех книгах Живой Этики, можно бы разработать прекрасную программу для Новой Школы и представить ее на обсуждение Совета Педагогов.

<…> Живая Этика есть мост ко всем Мирам. Только в живом приложении создается прохождение неуязвленное. Ничто не поразит доспех огненный. Можно не тревожиться зарослями Метафизики, когда дух знает путь Живой Этики.


21 января 1936 г.

Ведь сейчас человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо важнее проводить в жизнь начала Живой Этики, нежели знать точный подсчет числа воплощений, допустимых в одном поле, или же все степени духовных созвучий в низших царствах, или, наконец, будут ли люди Седьмой Расы иметь два позвоночника или три ноздри и т.д.


25 января 1936 г.

Отцы церкви должны стать истинными духовными пастырями народа, проводя в жизнь основы Живой Этики, встречаемые в каждом Учении Света. Опасно отставать от растущего и эволюционирующего сознания, опасно отрицать нахождения и достижения науки, которые сейчас в силу нагромождающихся событий остаются еще одиночными проявлениями. Но не за горами, а за плечами время, когда эти проявления объединятся и предстанут как неопровержимые факты. Неужели мы будем брать пример с тех невежественных кардиналов, которые готовы были сжечь на костре Галилея за его утверждение о вращении Земли? Потому нужно усмотреть в Заветах именно то, что так согласуется с новейшими нахождениями науки, а не поддерживать то, что было искажено и приспособлено для различных целей. Нужно со всею честностью, со всею искренностью и просветленным сознанием изучать Заветы, отбросив все позднейшие толкования, настолько затемнившие первую основу, что действительно «вместо прекрасных Ликов остались лишь запыленные гримасы».


18 февраля 1936 г.

…спросите всех шатающихся и спорящих: прочли ли они все книги Живой Этики? Если скажут – да, то проэкзаменуйте их. Большие неожиданности могут обнаружиться. Потрясающи незнание и непонимание самых примитивных основ духовного развития! И подумать только, что веками Основателями религий всего Мира закладывалась связь с Высшим Миром как основа Бытия! И наш черный век заканчивается проповедью о нарушении этой Спасительной Связи. Оторванность от Высшего Мира поставила планету на край гибели. Нужны самые неотложные меры, чтобы вернуть человечество к пониманию основ Бытия и в чем спасение его!


30 марта 1936 г.

Да, темные тучи собираются, но где-то уже зачалась Заря, потому так неотложно расширение сознания через усвоение Основ Живой Этики и понимание необычности переживаемого нами времени – времени, решающего судьбу планеты.


16 апреля 1936 г.

Эзотерическое Учение перестает быть таковым, раз оно записано понятным для всех начертанием или языком. Именно это основное правило всегда забывается.


23 апреля 1936 г.

…никакие механические и искусственные раздражения центров не приводят к достижениям, наоборот, разрушая здоровье, надолго останавливают правильную эволюцию. Насильственные упражнения развивают только спящие медиумистические способности, или низший психизм, открывая доступ всяким одержаниям. Духовность не приобретается механическими упражнениями. Медиумизм и духовность – антиподы: об этом достаточно сказано в книгах Живой Этики.


24 апреля 1936 г.

Вы знаете, что задача книг Живой Этики состоит в том, чтобы всемерно расширить сознание, и уже с первой книги заложено основание этому. В этой книге в сжатых формулах все предуказано и все сказано. Советую внимательнее перечесть ее.


14 мая 1936 г.

При том кошмарном развале, который проводится сейчас в мире, каждое объединенное строительство во имя продвижения основ Живой Этики является истинно лампадою в пустыне.


24 мая 1936 г.

... ни в одной книге Живой Этики нет упразднения Великой Основы Бытия, так же как нет и умаления понятия Христа («Крестос») и Иисуса, принесшего и пострадавшего за то, что давно было известно миру, но снова и снова забывалось людьми. Так было, так есть, но будем надеяться, что так не будет.


26 мая 1936 г.

... прошу относиться спокойно ко всем нападкам на книги Живой Этики. Ведь все новое, выводящее сознание из привычного тупика, всегда сопровождается злобными выкриками и противодействиями. Примеров тому в истории множество, как в религии, так и в области знания.


7–8 июня 1936 г.

Каким образом невежда может говорить о книгах, которых он вообще не читал? Наконец, кто же может найти в книгах Этики хоть что-нибудь дурное, аморальное или разрушительное?


16 августа 1936 г.

... ведь именно дело Культуры, дело Красоты и Искусства так близки Живой Этике, даваемой для очищения и преуспеяния духа человеческого.


31 декабря 1936 г.

Без основ Живой Этики, без художественного творчества, без благородного женского начала человек придет в одичание. Если Вам скажут, что все эти принципы не новы, то скажите, что новизна их заключается в том, что по сие время все они оставались в небрежении. Нравственная сторона жизни в падении ее довела человечество до Армагеддона. Пренебрежение к творчеству наполнило жизнь безобразием. Пренебрежение к вопросам женского начала составило позор нашей эпохи. Говорят, что женское равноправие осуществлено. Но так ли это? Укажут на существование музеев и школ, но обычный обиход остается убогим и безобразным. Говорят, что в храмах утверждаются нравственные основы, но тогда почему мир стонет от множества преступлений? Все это означает лишь одно, а именно, что недостаточно сделано и достигнуто во всех указанных направлениях. Запущены многие пашни, опять с тем же плугом и с теми же зернами добрыми хлебопашцы духа должны прийти на пренебреженные поля и неустанным трудом оживить их. Много произнесено хороших слов, но, если они будут оставаться лишь в пределах звука, они еще не перейдут в действие. Люди плачут в храмах, люди восторгаются героями в театре, люди иногда не прочь взглянуть на картину и послушать музыку. Но все эти благородные порывы кратковременны. Люди возвращаются в серый будничный обиход, и очарование возвышенных стремлений сменяется скукою, злословием и отупением. Истинно, нужны очаги содружества, к которым просвещенные деятели могли бы сходиться, взаимоукрепляясь в лучших устремлениях. Безбрежно поле культуры. <…> Вы имеете перед собою и необозримую задачу охранения культурных ценностей. Проведение в жизнь Пакта и Знамени Мира есть та благородная обязанность, которую мы должны по мере сил выявлять во всей нашей жизни. Если общественный голос однажды не будет услышан, то это не значит, что его не следует повторять и твердить со всею стойкостью. Ведь охранение культурных ценностей живет не только в пределах правительств, но именно в сознании народных масс. Ваша задача — прежде всего всеми лучшими мерами подымать это сознание. Учение Живой Этики дает Вам крепчайшую основу и научает бесчисленным улучшениям всех человеческих проявлений.


20 марта 1937 г.

Без красоты не может быть и живых устоев всего бытия. Живая Этика может быть живой лишь для того, в ком и слово о прекрасном всегда живет. Сперва в словах, а затем в немолчном биении сердца живет прекрасная правда. Не нужны внешние слова там, где самое глубокое чувство сливается с биением сердца. Без сердца, без красоты и самый труд превратится в подъяремную работу. В этих двух словах скрыт намек о насилии. Но в творческом труде выражено постоянное делание, и умное и сердечное.


14 мая 1937 г.

…ввиду наступления Новой Эпохи, несущей прилив психической энергии, необходимо пробудить и воспитать в себе правильное отношение к этой обоюдоострой мощи. В книгах Учения Живой Этики <…> впервые дано многостороннее освещение этой энергии и приведены методы рационального подхода к изучению ее.


21 мая 1937 г.

Также очень хотела бы, чтобы Вы ознакомились со всею сериею книг Агни Йоги, или Живой Этики, во всей последовательности. Книги эти имеют в виду расширение сознания, и потому они следуют примеру Жизни, которая ставит человека перед одновременным решением совершенно разных проблем. Расширение сознания должно идти именно с ритмом жизни, иначе могут получиться перебои или недобои. Не специализация знаний имеется в виду, но всеобъемлющее понимание действия скрытых нуменов и причин и следствий, порождаемых человеком. Только такое понимание и преобразит человека, и внедрит в него устремление к усовершенствованию себя и всего окружающего в сотрудничестве с Великою Матерью Природою.


7 января 1937 г.

…не наполнены ли все книги Уч[ения] прежде всего основами Этики? Но, как Сказано, нет худших слепых и глухих, нежели те, которые не хотят видеть и слышать.


25 января 1938 г.

Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность.


12 апреля 1938 г.

Ничто не дает нам такого спокойствия, уверенности, ясности и широты взгляда на все проблемы жизни, как непрестанное раздвигание умственных горизонтов, проводимое Учением Жизни, или Жив[ой] Этики.


19 апреля 1938 г.

Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Жизни, или Учения Живой Этики.


13 августа 1938 г.

Учение Живой Этики есть призыв к Любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотвержения, ибо если любовь к Возлюбленному приносит и ответ Возлюбленного, то любовь к человечеству венчается терновым венцом. <…>

Учения Востока, так же как и Учение Живой Этики, утверждают воспитание сердца для восприятия высшей формы любви. Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви, любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем сердце.


10 сентября 1938 г.

Учение Живой Этики, или Новой Жизни, нигде не настаивает на тесном общежитии, даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которые нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается именно разъединение. Нужно сознательное дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Но все искусственные объединения ни к чему хорошему не приводили и не приведут. В семье мы уже имеем пример общинного жития. И почему нам думать о какой-то первобытной патриархальной общине, а не постараться выполнить прежде всего наши обязательства в своей семье? Почему среди разрешения вопросов общинного жития не обратить внимания прежде всего на домашний быт? Именно, если бы люди отдавали себе отчет о значении общинного начала, то при заключении брака они проявляли бы больше здравого смысла. Они поняли бы, какую ответственность принимают на себя за сочетание часто несоединимых элементов.


3 февраля 1939 г.

Принявшие Учение Жизни, или основы Этики, должны всегда и во всем избегать ограничивающих мыслей и понятий. Подрастающее поколение должно воспитываться на любви к своей родине, но и на осознании своего истинного места в Космосе, отсюда придет и понимание великого космического сотрудничества. Новое поколение должно усвоить, как губительно каждое разъединение во всех областях жизни. Для такого осознания скоро и наука придет на помощь.


4 февраля 1939 г.

Мы можем выписать все положения Учения, можем выучить наизусть все книги Учения, но, если не приложим в действие хотя бы самых первых основ сотрудничества, мы останемся в прежних ограничениях. <…>

Надо приучаться к общественности, к несению общественных обязанностей. Ведь такая работа именно входит в дисциплину Живой Этики. Иначе на чем, где и когда научимся сотрудничеству, этой главной основе Новой Эры.


24 февраля 1939 г.

Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении. <…>

...в некоторых сознаниях понятие Этика смешалось с этикеткой, ибо, истинно, они придают ему не большее значение.


[1930-е гг.]

Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего и Учение Живой Этики дается именно для Новой Страны и для будущего поколения.


1 февраля 1940 г.

...новое расширенное понимание Божественного Начала откроет все пути и приведет к вмещению многогранной Истины. Тому, кто хочет вступить на эволюционный путь, придется отставить все отрицания и усмешки. Непристойно оказаться ретроградом и невеждой. Учение Живой Этики особенно настаивает на осторожном подходе к сознаниям узким и зараженным предрассудками, последних может быть особенно много в так называемом материалистическом миросозерцании.


12 февраля 1940 г.

Учение Живой Этики и книги Н.К. открыто продаются, и из них можно ясно видеть наше мировоззрение. Мы верим в свободу совести и, поступая согласно этому убеждению, можем находить точки соприкасания, как говорится, с людьми самого разнообразного толка. Кроме того, культурная область настолько всеобъемлюща, что легко можно находить единомыслие при сотрудничестве на иных и многообразных полях ее.


апрель–май 1940 г.

Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его. <…>

Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции — значит очутиться под пятою Гиганта?

В самых первых книгах Учения Вы имеете указания о направлении и задачах эволюции, и потому нельзя сказать, чтобы нечто было сокрыто.


6 декабря 1943 г.

Самоотверженность, указанная в Учении Этики, не есть отречение от самопроявления, но ярая прекрасная смелость и дерзание во имя Общего Блага.


12 июля 1945 г.

Что может быть нужнее сейчас, нежели проведение дружелюбного обоюдного ознакомления между странами и народами? Что может быть насущнее даяния Высокой Этики, великой Мудрости, новой Науки и Прогноза величественного Строительства Новой Эры под знаком Сотрудничества всех народов, равноправия Начал и нового понимания тончайших энергий, стучащихся к человеку?


5 сентября 1945 г.

Истинно, Культура с ее основами высокой Этики много нужнее всяких витаминов и изысканий новых универсальных средств против [таких] бичей человеческого невежества, как венерические заболевания, рак, малярия, чахотка и др. <…>

Никакое Переустройство мира не может оявиться успешным без осознания и насаждения великих основ Культуры, Живой Этики во всем Бытии.

К началу

Список тем

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.