Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Усадьба Лопухиных

Целевая благотворительная программа (2005-2020)





Цель программы — сбор средств для оказания финансовой помощи Международному Центру Рерихов по восстановлению памятника истории и культуры «Городская Усадьба Лопухиных», на территории которой расположен Музей имени Н.К.Рериха (г. Москва), основанный Святославом Николаевичем Рерихом.


Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха

Музей, который потеряла Россия (виртуальный тур)

Рубеж на Знаменке. Дозор во имя Культуры (фильм)

Открытое письмо к руководству страны

Обращение к общественности

Прошлое, настоящее и будущее Усадьбы (фотоальбом)

Воссоздание «Красного» крыльца XVII в.

Видеотека

Отзывы в СМИ

 

Историческая справка

Усадьба Лопухиных — памятник архитектуры XVII-XIX веков — находится на территории одного из старейших урочищ Белого города Москвы — Чертолье. С XVI века в этой местности располагалась Ржевская черная сотня, населенная торговцами и ремесленниками. Наиболее интенсивным изменениям эта часть города подверглась в конце XVII — первой половине XVIII века, когда в хорошо защищенном каменной стеной Белого города районе старой Москвы стало селиться дворянство, выдвинувшееся при Петре  I. Здесь образовались крупные барские городские усадьбы, застроенные жилыми каменными палатами и службами.

За три с лишним века своего существования Усадьба многократно перестраивалась, меняя свой облик и назначение.

В основе существующего здания лежит постройка, возведенная около 1689 года Федором Авраамовичем Лопухиным (отцом первой жены царя Петра I Евдокии Федоровны) на подаренных царем землях. Когда его дочь Евдокия в 1688 году стала царской невестой, она получила боярство. В это же время, очевидно, был выстроен боярский дом или перестроен из более раннего. Именно в те годы за ним и закрепилось название «Усадьба Лопухиных».

Археологические раскопки 1990-х годов свидетельствуют о том, что во второй половине XVII века здесь работала мастерская, занимавшаяся плавкой цветных металлов, а неподалеку находилась богатая постройка. Имеются сведения о том, что вблизи Усадьбы располагалось селище домонгольского периода.

После казни брата Евдокии Лопухиной 9 декабря 1718 года, осужденного по розыскному делу царевича Алексея, Усадьба была конфискована в казну и использовалась для содержания пленных шведских офицеров и генералов, а затем передана Петром I голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему здесь один из филиалов своей полотняной фабрики. В 1728 году, по указу Петра II, Усадьба была возвращена наследникам ее первого владельца.

В 1774-1775 годах палаты Лопухиных входили в состав Пречистенского дворца. Он был построен в сентябре-декабре 1774 года на Волхонке по приказу Екатерины II в честь празднования Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией. Весь 1775 год Екатерина II провела в Москве. И почти все время, за исключением летних месяцев, жила во дворце. Возведение дворца было поручено Матвею Федоровичу Казакову, который объединил два частных дома — М.М.Голицына и В.С.Долгорукова деревянным корпусом, вместившим в себя Тронный зал и другие парадные помещения. В Усадьбе Лопухиных, связанной переходами с другими частями дворца, размещались высшие придворные лица. К этому времени относится самый ранний из известных планов Усадьбы.

Когда именно сменился владелец Усадьбы, точно не установлено. Но в Московском адрес-календаре за 1792 год среди списков домовладельцев Лопухины в этом квартале уже не упоминаются.

В 1802 году дом-усадьба принадлежал вдовствующей действительной тайной советнице графине Протасовой Варваре Алексеевне. В то время к восточному фасаду Главного дома был пристроен портик с колоннами на фронтоне, который украшал фамильный герб Протасовых.

В 1830-х годах дом у Протасовых снимал генерал-майор Д.Н.Бологовский, человек интересной судьбы, причастный к заговору против Павла I, участник сражений при Бородине и Лейпциге. Он был давним знакомым отца и дяди Александра Сергеевича Пушкина. Не исключено, что сам поэт, также знавший Бологовского, бывал здесь у него.

В 1850 году Усадьба перешла к церемониймейстерше Анне Петровне Бахметьевой. Есть сведения, что знакомый с ее мужем Николай Васильевич Гоголь посещал их в этом доме.

С 1890 по 1891 год Усадьбой владел князь Д.А.Оболенский, а с 1891 года — фрейлина Их Императорского Величества Государыни Императрицы Мария Михайловна Петрово-Соловово.

После 1917 года Усадьба Лопухиных использовалась под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в ней располагался филиал Музея Маркса-Энгельса, а затем жилые коммунальные квартиры. С 1965 года здесь размещался один из трестов Министерства тяжелого машиностроения.

В конце 1989 года здание старинной Усадьбы Лопухиных в соответствии с решением Правительства было предоставлено Мосгорисполкомом для создания Центра-Музея имени Н.К.Рериха.

 

Реставрация Усадьбы

Здание Усадьбы до реставрации

Здание Усадьбы
до реставрации.

В 1989 году Святослав Николаевич Рерих выступил с инициативой создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха. Руководством страны ему была предоставлена возможность самому выбрать здание для размещения Музея. Святослав Николаевич остановил свой выбор на Усадьбе Лопухиных. К этому времени здание находилось в тяжелом состоянии и нуждалось в целом ряде срочных ремонтно-реставрационных работ. Главный дом и Флигель Усадьбы Лопухиных находились в аварийном состоянии, историческая ограда была разобрана. Приходящих на территорию Усадьбы встречали развалины пилонов отсутствующих ворот и унылый железобетонный строительный забор. Двор перерезали глубокие траншеи для прокладки городских коммуникаций. Строительные вагончики дополняли безрадостную картину и казались вечными.

Осевшие местами фундаменты Главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит  напоминал известный памятник средневековой Италии. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших дом с уникальной историей.

Здание Усадьбы до реставрации

Здание Усадьбы
до реставрации.

Новый этап в истории реставрации памятника «Городская Усадьба Лопухиных», находящегося в крайне сложном состоянии, связан с созданием Музея имени Н.К.Рериха, когда Международный Центр Рерихов начал действительно полномасштабные реставрационные работы исключительно за счет благотворителей без всякой государственной поддержки. Основную тяжесть затрат взял на себя Мастер-Банк во главе с председателем правления Б.И.Булочником, откликнувшимся на просьбу руководства МЦР о помощи.

Помощь строителям и реставраторам оказывалась со стороны многочисленных друзей Музея имени Н.К.Рериха из Москвы и других городов и регионов России, а также из других стран. Что же было сделано за прошедшие годы?

Реставрация Усадьбы Лопухиных Международным Центром Рерихов

Реставрация Усадьбы Лопухиных
Международным Центром Рерихов
(1995-1996).

 — в первую очередь, были усилены фундаменты Главного дома и Флигеля, что привело к принципиальному улучшению технического состояния памятника, и просадка стен здания была остановлена;

 — в 1995-1997 годах проведена полная реставрация фасадов Главного дома в соответствии с архивными чертежами;

 — летом 1997 года Усадьба вновь обрела свою ограду, ставшую результатом совместного труда реставраторов-профессионалов и группы строителей из Симферопольского рериховского общества. Тем же летом были завершены работы по реконструированию и замене всех наружных инженерных коммуникаций на территории Усадьбы;

Музей имени Н.К.Рериха

Музей имени Н.К.Рериха.

 — к открытию новой экспозиции Музея 9 октября 1997 года строители закончили реставрацию восьми залов второго этажа и помещения парадной дубовой лестницы, воссозданной заново, так как несущие конструкции старой лестницы прогнили;

 — к октябрю 1999 года, к юбилею, посвященному 120-летию со дня рождения Е.И.Рерих, 125-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 95-летию со дня рождения С.Н.Рериха и 10-летию основания Международного Центра Рерихов была полностью восстановлена историческая анфиладная планировка второго этажа, сложившаяся в 70-е годы XVIII века. В интерьерах воссозданы печи, внутренний объем некоторых из них используется для вентиляции залов, дубовые паркетные полы, мраморный со вставками из лазурита камин с зеркалом, а в Мемориальном зале — колонны из искуственного мрамора и парадное зеркало в позолоченной раме. Мемориальный и Каминный залы украшают прекрасные хрустальные люстры, выполненные по образцам XVIII века;

 — полностью отреставрирована существующая часть Флигеля с расширением подвального этажа и устройством мансардного этажа;

 — реконструированы все наружные и внутренние инженерные коммуникации, выполнен комплекс работ по инженерному оборудованию Музея, депозитария и архивных хранилищ, включающий устройство систем кондиционирования, вентиляции, газового пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации.

Воссозданное «Красное» парадное крыльцо XVII века

Воссозданное «Красное»
парадное крыльцо XVII века.

Специалисты отмечают высокое качество проводимых реставрационных работ на территории Усадьбы Лопухиных, что является следствием научного подхода, проведением многочисленных исследований и чрезвычайно бережным отношением к памятнику.

За эти годы начатый с «нуля» Музей имени Н.К.Рериха стал одним из самых значительных музеев Москвы и занял достойное место в многообразной культурной жизни России. «Городская Усадьба Лопухиных» включена в городские культурные программы «Венок русских усадеб» и «Золотое кольцо Москвы».

Значимым этапом в реставрации Усадьбы Лопухиных явилось воссоздание «Красного» парадного крыльца (XVII в.) Главного дома. Его торжественное открытие состоялось 3 сентября 2006 года в рамках программы Правительства Москвы.

Макет воссоздания Усадьбы

Макет воссоздания Усадьбы.

В период 2013-2020 гг. планируется воссоздание построек XIX века (каретник и часть северного флигеля), утраченных в 20-х годах прошлого века, а также завершение благоустройства территории с восстановлением утраченного сада-парка. Эти работы позволят вернуть историческую планировку Усадьбы и придадут завершенность всему архитектурному ансамблю «Усадьбы Лопухиных». В новых помещениях разместятся новые выставочные залы, творческие студии, мастерские, оптический театр… Таким образом, будут созданы лучшие условия для будущего развития основанного С.Н.Рерихом в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха.

К началу

Вид Усадьбы Лопухиных после реставрации (макет).

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.