Лицом к лицу с историей
Дина Мясоедова Фото Виталия Сенина
День
рождения Москвы совпал с еще одним знаменательным для города событием -
в воскресенье состоялось торжественное открытие «Красного крыльца»
главного дома Усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
Собственно, воссозданием этого самого выразительного и красивого
элемента декора западного фасада здания завершились реставрационные
работы на уникальном историческом памятнике, по праву занявшем
достойное место в правительственной программе «Венок русских усадеб».
Сегодня здесь размещается общественный
Международный Центр-Музей имени Николая Константиновича Рериха. Он был
создан по инициативе его сына, Святослава Николаевича, передавшего в
дар городу наследие своей семьи. Наследие бесценное: фотографии,
письма, личные вещи, коллекции бронзы и, конечно, полотна -
удивительные, волшебные, обладающие некоей гипнотической
притягательностью.
- Живопись Николая Рериха неотделима от его
философии, - считает академик РАЕН, генеральный директор Центра-Музея
Людмила Васильевна Шапошникова, - это - Живая Этика, воплощенная в
цвете и символах.
Ей, человеку творческому, целеустремленному,
выпала честь создать музей гениального художника. И с этой задачей она
справилась достойно. А начало было в конце 80-х, когда город
предоставил под размещение семейного наследия Рерихов полуразрушенный
исторический особняк в Малом Знаменском переулке.
- Я стояла перед руинами этого здания, -
вспоминает Л.В.Шапошникова, - и в кармане у меня не было ни копейки.
Пробовала обращаться в федеральные и городские структуры, но
безрезультатно - рушилось государство, всем было не до восстановления
памятников. Тогда-то и возникла идея обратиться к людям, к россиянам. И
оказалось, что многие заинтересованы в создании такого музея. Появились
меценаты. Деньги нашлись. Началась реставрация здания.
Собственно, начиналась она еще в середине 60-х
годов, когда здание поступило в распоряжение Министерства тяжелого
машиностроения. Но она была фрагментарной, коснулась лишь отдельных
элементов фасада, первого этажа и подвалов главного дома усадьбы. На
укрепление несущих конструкций средств не выделялось, и здание
продолжало разрушаться. Проседал фундамент, из подвалов сочилась вода,
начисто отсутствовали столярка и элементы декора.
С 1993 года Центр-Музей становится официальным заказчиком реставрационных работ на усадьбе.
- Все работы проводились исключительно на деньги
музея, за счет привлеченных средств, без поддержки федерального и
регионального бюджетов, - рассказывает главный архитектор Центра-Музея
Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда. - Мы стали как бы проводниками идей
Н.К.Рериха о сохранении культурного наследия. Незадолго до начала
Первой мировой войны Н.К.Рерих, обладавший особым даром предвидения,
вышел с предложением к правительствам всех стран мира о создании пакта,
который защищал бы памятники культуры во время военных действий. И
такое соглашение действительно было подписано, но много позже, в 1935
году. С тех пор оно обрело множество последователей. Усадьба Лопухиных
- часть национального достояния, поэтому к ее реставрации мы подходим
очень бережно.
- Как же решились на такой шаг, не имея изначально достаточно средств?
- Конечно, рисковали, но у нас не было иного
выхода - здание разрушалось катастрофически быстро. Начинали с
укрепления фундаментов - подводили под главное здание усадьбы и флигель
буро-инъекционные сваи. Укрепляли пустотелые стены, инъектировали под
давлением специальный реставрационно-строительный раствор, по сути
превращая стены здания в монолит.
Работы то замирали, то возобновлялись, в
зависимости от финансовых поступлений. Полностью сменили кровлю,
отреставрировали деревянную стропильную конструкцию. Укрепили своды,
перекрытия, лестницы. В 1995 году началась реставрация фасадов.
Памятник уникален по своей архитектуре, сочетающей в себе яркие черты
стилей прошедших эпох. В основе существующего главного здания усадьбы
лежат палаты, возведенные некогда Федором Лопухиным, отцом первой жены
царя Петра I Евдокии Федоровны. Первые упоминания о постройке относятся
к 1689 году. Палаты представляли собой большое трехэтажное каменное
здание, одним из элементов декора которого было двухъярусное «красное»
крыльцо, ведущее на второй парадный этаж. К 70-м годам XVIII века оно
было разобрано. Здание многократно перестраивалось, в судьбе его, как в
зеркале, отразилась история государства.
|
После казни в декабре 1718 года А.Ф.Лопухина,
брата Евдокии Федоровны, осужденного по розыскному делу царевича
Алексея, усадьба была конфискована в казну и использовалась для
содержания пленных шведских офицеров и генералов - неудачливых
участников Полтавской битвы. Затем Петр I передает ее голландскому
коммерсанту Ивану Тамесу, тот разместил в ней мануфактурное
производство. В 1728 году она опять переходит к Лопухиным. Именно тогда
начинается значительная перестройка палат. В 1774 - 1775 годах владения
Лопухиных входили в состав Пречистенского дворца. Он был построен для
размещения Екатерины II в дни празднования победного для России
Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией. Возведение дворца
было поручено М.Ф.Казакову. Он объединил частные владения Голицыных и
Долгоруких деревянным корпусом, вместившим в себя двухсветный тронный
зал. А в усадьбе Лопухиных, связанной переходами с другими частями
дворца, размещался двор. В это время главный дом перестраивается в
классическом стиле. Когда Пречистенский дворец после отъезда
императрицы в Петербург был разобран, усадьба поменяла владельцев.
Каждый оставил в ее облике свой след - веяние эпохи.
После революции владения Лопухиных использовались
под жилые и административные нужды. Какое-то время здесь был филиал
музея Маркса-Энгельса, потом коммуналки… Перед реставраторами стоял
вопрос: какой период выбрать при воссоздании усадьбы? Отказаться от
XVII века в угоду классицизму невозможно, но также невозможно и
обратное: все планировки усадьбы сложились в классический период.
Проект реставрации ансамбля, разработанный
Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (авторы -
И.В.Ильенко и И.Д.Любимова) соединяет в себе все привнесенные временем
веяния эпох. Смелое решение объединить в гармоничном синтезе элементы
архитектур XVII, XVIII, XIX-го веков выявляет наиболее ценные грани
уникального памятника, подчеркивает глубину и многомерность данного
исторического пространства.
Научная реставрация тем и отличается, что ведется
на основе архивных, археологических, натурных изысканий. И здесь не
исключены сюрпризы.
- Когда мы снимали штукатурку, - говорит
И.Р.Красавцева-Байда, - обнаружилась кладка стен со следами срубленных
элементов. На втором этаже главного дома нашли восемь порталов,
обрамлений дверных проемов. Были найдены многочисленные изразцы. А на
чердаке, когда выгребали мусор из истлевшего войлока, обнаружили
бесценную книгу «Подвиг христианина против искушения», отпечатанную в
Московской синодальной типографии в 1794 году. Шаг за шагом
возрождались палаты первого этажа и белокаменных подвалов XVII века. В
парадных анфиладах второго этажа по сохранившемся образцам были
восстановлены наборные дубовые паркеты, изразцовые печи, камин белого
мрамора с вставками из лазурита, зеркала в резных позолоченных рамках,
хрустальные люстры и колонны. Наряду с этим в интерьеры второго этажа
органично включены отреставрированные элементы архитектуры XVII века,
уникальные порталы и оконные проемы.
|
Воссозданием «Красного крыльца» завершились работы
на главном доме усадьбы. Проектные решения основаны на архивных,
натурных и археологических исследованиях. Раскопки проводились в 2002 -
2003 годах. Земля сохранила все вещественные свидетельства о том, каким
было крыльцо. По найденным белокаменным фундаментам, большемерным
кирпичам, ступеням входа на первый ярус, по следам на стене от
срубленных элементов и примыкающих парапетов, сводов, лестниц
реставраторы возрождали то, что мы сегодня можем видеть. И это стоит
посмотреть.
|