Ежемесячный журнал «Настоящее время», № 8 (26). Рига: 2007. С. 102-117

Звездный час старинной усадьбы

 

Национальная премия «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» была вручена в конце апреля 2007 года творческому коллективу, руководимому Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, президентом Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих, заслуженным деятелем искусств РФ, академиком Л.В. Шапошниковой.

Премия присуждена за осуществление уникальной реставрации одного из старейших московских памятников архитектуры, истории и культуры XVII-XIX веков «Усадьба Лопухиных». То, что удалось свершить этой замечательной женщине, имя которой внесено в энциклопедию «Лучшие люди России», можно назвать незаслуженно умаленным, не имеющим аналога в европейских языках, емким и внутренне глубоким словом «подвиг». Подвижничество это было добровольно принятой на себя тяжелой ношей, достойно и мужественно пронесенной по многолетнему тернистому пути во имя общего блага.

Судьба даровала Людмиле Васильевне Шапошниковой возможность быть причастной к событиям и явлениям, каждое из которых несет на себе печать уникальности. Не часто так бывает, чтобы в одном месте в определенный срок соединились пространственные и временные нити, создавшие необыкновенный узор на мега-полотне мирового культурного наследия. Началось все в 1968 году в Индии, где Л.В. Шапошникова познакомилась с младшим сыном Н.К. и Е.И. Рерихов, Святославом Николаевичем Рерихом – великим художником, разносторонним ученым-мыслителем, блестящим организатором, талантливым педагогом и известным общественным деятелем. С тех пор и до самого ухода С.Н. Рериха из жизни их связывали самые тесные узы, принявшие характер сокровенной связи учителя и ученика. Со временем С.Н. Рерих познакомил Людмилу Васильевну с книгами Живой Этики – философской системы познания Космической Реальности, созданной группой мыслителей и философов Востока в сотрудничестве с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. В них рассказывалось о закономерностях Космической эволюции человечества, о ее новом этапе, о возможности преображения человека через постижение Красоты и Знания – через Культуру. Живая Этика занимает ключевое место в пространстве нового космического мышления, представляющего собой синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, включая лучшие нахождения искусства.

В 1989 году по инициативе С.Н.Рериха в Москве был создан Советский Фонд Рерихов (СФР), сердцем которого должен был стать общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. На должность его директора Святослав Николаевич рекомендовал Л.В. Шапошникову. И ей же доверил в 1990 году подготовить и перевезти из Индии уникальное культурно-художественное наследие Е.И. и Н.К. Рерихов, переданное им в дар России: богатейший архив, изумительные картины, прекрасные художественные коллекции, бесценные реликвии, редчайшие документы, собрание мелкой пластики и прикладного искусства, личные вещи, библиотеку Рерихов и многое другое.

Перед Л.В. Шапошниковой встала труднейшая задача: создать Музей, который, согласно выдвинутой С.Н. Рерихом концепции, должен был иметь необычную, общественную форму функционирования, дающую значительную независимость и возможность использования новых подходов, широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров. По его представлениям новый тип Музея, являющийся порождением нового времени, должен быть живым, синтетическим Центром-Музеем, сочетающим интенсивную научную работу с широкой культурно-просветительской деятельностью, основанных на изучении и развитии идей Живой Этики.

Созидание это начиналось в эпоху исторического перелома, сопровождавшегося экономическим хаосом и глобальным кризисом духовности. Крушение в 1991 году огромного государства – СССР – вызвало невообразимые пертурбации во всех сферах человеческой жизни. Осенью того же года по инициативе С.Н. Рериха Советский Фонд Рерихов был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР).

Происходило любопытное явление. В то время, как большинство государственных учреждений культуры оказалось на пределе выживания, когда в государственных хранилищах бесценные раритеты заливались водой из прогнивших отопительных систем, бесследно исчезали ценнейшие музейные экспонаты, приходили в негодность шедевры старинного зодчества, усадьба Лопухиных в условиях полного отсутствия государственного финансирования поднималась из руин, а общественный Музей имени Н.К. Рериха успешно и динамично развивался. Хотя обстоятельства, среди которых это культурное строительство происходило, были не только драматическими, но подчас и трагическими. Не раз и не два негосударственный Музей имени Н.К. Рериха и усадьбу Лопухиных пытались прибрать к рукам властные структуры, которые никак не могли смириться с тем, что такие бесценные сокровища оказались под опекой общественности, вне их компетенции и, главное, распоряжения.

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно с уверенностью сказать, что общественная форма функционирования Музея имени Н.К. Рериха, на которой так провидчески настаивал С.Н. Рерих, доказала свою исключительную жизнеспособность и действенность, ярко высветила ее достоинства и неисчерпаемые возможности. Но в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века, старинная городская усадьба Лопухиных, выделенная Мосгорисполкомом для размещения в ней негосударственного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, была на грани исчезновения.

 

Исторические скрижали

Усадьба Лопухиных расположена в уютном, тихом уголке российской столицы, недалеко от Кремля, в Малом Знаменском переулке, в окружении усадеб князей Голицыных, Долгоруких и Вяземских, внутри туристической рекреационной зоны, входящей в московское «Золотое кольцо русских усадеб». Летом ее территория утопает в розах: белые, розовые, красные бутоны раскрывают свои чудесные лепестки навстречу горячему солнцу, а пчелы собирают с них драгоценный нектар. Молодые кедры соседствуют со старинными деревьями, в тени которых любят посидеть посетители Музея.

У самого входа в Музей установлен Мемориал – скульптурное изображение Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Это первый и единственный в мире памятник великим соотечественникам, всю свою героическую жизнь посвятившим России и её великому будущему. Слева от главного фасада находятся памятные бюсты Ю.Н. и С.Н. Рерихам, выдающимся культурным деятелям, ученым и просветителям, сыновьям Н.К. и Е.И. Рерихов. Скульптурный мемориальный комплекс Рерихов был возведен благодаря помощи меценатов и народным пожертвованиям, собранным Благотворительным Фондом имени Е.И. Рерих.

Место, занимаемое ныне усадьбой Лопухиных, в древности относилось к территории Чертолья, одного из старейших урочищ Белого города. В XVI-м веке здесь располагались стрелецкие слободы, к тому же времени относится и сохранившаяся до нашего времени планировка квартала. Малый и Большой Знаменские переулки вели к построенным в XVII-м веке церквям Ржевской Божьей Матери (снесена в 1929 году) и Николы в Турыгине (в 1908 году на ее месте построен доходный дом).

Археологические раскопки, произведенные на территории усадьбы Лопухиных в 1990-е годы прошлого века под руководством А.Г. Векслера, дают свидетельства о том, что вблизи этого участка находилось поселение домонгольского периода, в XV-XVI веках здесь была деревянная застройка, в конце XVII-го века на усадебной территории занимались плавкой цветных металлов.

Новое дворянство стало селиться здесь при Петре Великом, могучая стена Белого города, непревзойденного в то время фортификационного сооружения, надежно защищала городские усадьбы Голицыных, Лодыженских, Лопухиных.

Главный дом с Красным (красивым) крыльцом, флигель с каретником, ограда с пилонами парадных ворот составляют исторический ансамбль Усадьбы Лопухиных, хранящей незримое присутствие известных исторических личностей, оставивших эпохальный след в истории и культуре России. С течением времени первозданность усадьбы постепенно утрачивалась. Красное крыльцо было разобрано около 70-х годов XVIII-го века, а часть флигеля и каретный корпус утрачены после Октябрьской революции, в 20-е годы.

Сияющий ныне белизной западный фасад главного дома переносит нас во времена трехсотлетней давности, когда на жалованных Петром Первым землях около 1689 года Федором Авраамовичем Лопухиным, отцом Евдокии – будущей первой жены царя, возведены были пышные белокаменные палаты. Это было большое трехэтажное здание с глубоким подклетом и двумя жилыми этажами, наполненными просторными сводчатыми залами. Многочисленные окна, обрамленные килевидными сандриками (наличниками), придавали сооружению нарядный вид.

Как и сами палаты, двухъярусное Красное крыльцо, ведущее на второй, парадный этаж, минуя первый, хозяйственный, было выполнено в стиле московского, или нарышкинского, барокко, который в конце XVII-го века только входил в моду. Каждый из ярусов Крыльца был венчаем шатром, а сочетание прямых и изогнутых линий придавало строению органичность и удивительную цельность, исполненную невыразимого очарования.

Можно смело предполагать, что молодой самодержец Всея Руси подымался по белокаменному крыльцу в палаты тестя. Но семейство Лопухиных недолго владело Усадьбой. Августейший зять не любил родню, приверженную московской старине. В январе 1694 года в Потешном дворце был запытан до смерти дядя царицы, Петр Лопухин, а в ноябре 1718-го казнен ее брат Авраам, привлеченный к следствию по делу царевича Алексея, сына Петра Первого и Евдокии Лопухиной. В связи с этим в казну были конфискованы все имения, включая и городскую усадьбу Лопухиных, в которой поселили пленных шведских офицеров. Среди них находились первый министр двора короля Швеции Карла XII Пипер и генерал-фельдмаршал Рейншильд – участники Полтавской битвы.

Затем усадьба была передана императором голландцу Тамесу, разместившему в ней один из филиалов своего полотняного производства. 150 ткацких станков процветавшей фабрики обслуживали почти исключительно русские, производя бесчисленные и самые разнообразные изделия.

В 1728 году Петр II, внук Петра Великого, возвратил имение Лопухиным, которые начали первую реконструкцию палат. Через тридцать лет владелицей усадьбы становится В.Б. Лопухина, вдова генерала Ф.А. Лопухина, сына казненного Авраама Лопухина. В декабре 1763 года газета «Московские ведомости» несколько раз размещала объявление о продаже «каменного дома Тайного Советника и Кавалера Федора Абрамовича Лопухина в приходе Николая Чудотворца, что в Турыгине».

В 1774-1775 годах усадьба входила в состав Пречистенского дворца, который был построен для Екатерины II, приехавшей в Москву на празднование Кючук-Карнаджийского мира. Благодаря победам Суворова и Румянцева была поставлена точка в шестилетней войне с турками, а Россия обрела большие преимущества на южном направлении, включая свободный выход в Эгейское море. Этот мир помог императрице столь же победно завершить борьбу с Пугачевым.

Российская самодержица не пожелала останавливаться в Кремле, и князь М.М. Голицын предоставил в ее распоряжение свои владения. Начинающий архитектор М.Ф. Казаков перестроил голицынскую усадьбу, соединив деревянной галереей ее каменный дом с домом князя В.С. Долгорукова. Главное здание усадьбы Лопухиных, в котором проводила время высшая придворная знать, жившая во флигеле, было связано с дворцом несколькими переходами. Именно в это время усадьба Лопухиных перестраивается в классическом стиле. Одновременно происходит коренная перепланировка её территории согласно известному плану Пречистенского дворца, выполненному М.Ф. Казаковым, подробно указавшим расположение всех её строений.

Екатерина II, жившая в Пречистенском дворце почти год, назвала его «торжеством путаницы». «Прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», – отметила она в одном из писем. После отъезда императрицы деревянная галерея была по её приказу разобрана и вместе с размещавшимся внутри тронным залом перевезена на Воробьевы горы и поставлена на фундаментах дворца Алексея Михайловича, где через несколько лет, согласно одним версиям – была разобрана, а другим – сожжена.

С 1802 года усадьбой Лопухиных владела действительная тайная советница графиня В.А. Протасова, вдова А.Я. Протасова, друга Г.Р. Державина и воспитателя будущего российского императора Александра I Благословенного. В известном наставлении своему воспитаннику он, в частности, писал: «...одно рождение, без отличных достоинств ни славы, ни похвал не приносит» и «праздность, леность и равнодушие ко всему с самым добрым сердцем делает человека ненавистным; похвальное же любочестие даже ленивого и малодушного превращает в деятельного и твердого». К парадному фасаду главного дома Протасовы, владевшие усадьбой почти полстолетия, пристраивают портик с колоннами коринфского ордера, а фронтон украшается их фамильным гербом.

В 1830-х годах дом арендовал генерал-майор Д.Н. Бологовский, причастный к заговору против Павла I, участник битвы при Бородине и Лейпциге, друг отца и дяди А.С. Пушкина. Нельзя исключить, что и сам Александр Сергеевич, близко знавший Бологовского, бывал здесь. Учитывая близкое соседство Вяземских, это предположение приобретает характер наибольшей вероятности.

В 1850-м году усадьба стала собственностью церемониймейстерши княгини А.П. Бахметьевой. Известно, что Н.В. Гоголь, знакомый с ее мужем, бывал с визитами в этом доме. Затем усадьба перешла к А.Н. Бахметьеву, крупному чиновнику московской дворцовой конторы, одному из создателей Славянского благотворительного комитета, встречи с которым отмечены в записных книжках Гоголя.

В 1890-м году имение отошло по наследству князю Д.А. Оболенскому, а с 1891-го ею владела фрейлина Их Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны М.М. Петрово-Солово, племянница драматурга А.В. Сухово-Кобылина. В этот период происходит самая значительная переделка усадебного флигеля: первоначально согласно проекту М.М. Глейнича, затем Д.И. Бабочкина. В его новой центральной части устраиваются комфортабельные квартиры, в одной из которых в 1910 году жил историк Ю.В. Готье.

После Октябрьской революции усадьба использовалась для жилых и административных нужд. В 1919 году здесь размещался военный отдел ВЧК, в 1920-х – филиал Музея Маркса-Энгельса, позже – жилые квартиры. С 1965 года её занимал один из трестов Министерства тяжелого машиностроения СССР.

В ноябре 1989 года в истории старинной усадьбы открылась новая необычная страница. Исполком Моссовета в соответствии с решением Правительства страны выделил ее для размещения общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. «Я сам выбрал для будущего Центра бывший особняк княгини Лопухиной возле Пушкинского музея на Волхонке, – рассказывал С.Н. Рерих. – Это прекрасный уголок старой Москвы, где атмосфера проникнута духовностью и красотой». В октябре 1995 года Правительство Москвы подписало с Международным Центром Рерихов арендный договор сроком на 49 лет.

 

«Разрушено человеческим заблуждением...

Стоял золотой сентябрь. Солнце золотило воздух, свежий ветерок отрывал с деревьев и разбрасывал золотые листочки, укрывая тропинки в Мураново мягким толстым ковром. Холмы за рекой, чуть прикрытые дымкой, еще зеленели. И старый, в золотой оправе, клен раскинул над обрывом свои усталые ветви, будто изготовясь к последнему полету. Над залитым осенним солнцем главным домом Музея имени Ф.И. Тютчева витал дух литературной России XIX-XX веков – усадьбой владели Энгельгардты, Боратынские, Путяты, Тютчевы, здесь бывали Гоголь и Аксаковы.

Дверь в Музей захлопнулась у меня перед носом. Из Минкультуры пожаловал какой-то чин, и экспозицию закрыли для посетителей. «Даже за вход не заплатил», – сетовала сотрудница музея стоявшей на крыльце женщине. – «И так всегда. Копейки же. Неужели жалко?». Ждать было бессмысленно, и мы, уставшие после тысячекилометровой дороги от Риги, поехали дальше. Через год я узнала, что Музей сгорел при загадочных обстоятельствах. По официальной версии МЧС виновницей была вызвавшая короткое замыкание молния. А совсем недавно в очередной раз горела старинная, XVI-го века, подмосковная усадьба Гребнево, связанная с именами бояр Бельских, князей Трубецких, князей Голицыных, поэтов Державина и Хераскова.

Катастрофическое состояние здания, в котором располагается Политехнический музей, особо ценный национальный культурный объект федеральной собственности, один из крупнейших научно-технических музеев мира, широко известно. За 135 лет своего существования Музей ни разу капитально не ремонтировался. Но руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой считает, что денег для нормального функционирования музея выделяется достаточно, о чем и заявил в одном из интервью. Чиновники вынашивают разные идеи: перенести музей на окраину, продать здание, снести здание для возведения очередного офисного или торгового центра – для бизнес-фантазии предмет неисчерпаем.

Министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов, выступавший 11 апреля 2007 года в Госдуме РФ, упомянул о том, что состояние объектов культурного наследия страны специалисты называют критическим. Из федерального бюджета на их содержание выделяется всего 15% от необходимых средств. При этом «5% объектов культурного наследия в настоящее время не используется, 30% находится в аварийном состоянии, 10% культурного наследия руинированы». Не существует никаких государственных льгот и компенсаций из бюджетов всех уровней на их содержание.

М.Е. Швыдкой признается: «Мы успеваем выделять средства только на 5% памятников федерального значения». Где же оставшиеся 10% от тех 15%, что выделяет правительство? Оказывается, они идут на религиозные памятники, находящиеся в ведении отделенной от государства Русской Православной Церкви, которая, как известно, имеет очень богатых меценатов и сеть собственных суперприбыльных бизнес-проектов. И никого не смущает, что законом запрещено финансировать восстановление памятников, находящихся в собственности религиозных организаций, о чем М. Швыдкой также упомянул.

Но если бы даже деньги и нашлись, восстанавливать архитектурные сокровища практически некому. В 90-е годы прошлого столетия реставрационная сфера, имевшая богатые традиции, была практически разрушена. Реставрация памятников старины заменена реконструкцией, которая является всего лишь евроремонтом, зачастую существенно меняющим исторический облик предмета реконструкции. Или другая беда. Очень часто реставрационные работы на объектах, представляющих неоспоримую культурно-историческую ценность, проводятся организациями, не имеющими на то соответствующих лицензий, без надзора профессиональных реставраторов. «Только 10% таких реставрационных предприятий имеют специальную подготовку», – констатировал А.С. Соколов. К чему это приводит, показало случившееся 2 июня сего года обрушение стены старинного здания на Остоженке, находящегося как раз на реконструкции. Площадь обрушения – 200 кв.м. Целостность многих культурных слоев нарушена, возможны подвижки на метрополитене, возникли многочисленные трещины, ведущие к восьмиметровому котловану, оставшемуся на той же улице под уже снесенным старым зданием. Это самые первые заключения, более серьезная работа впереди.

Еще одним драматическим обстоятельством является коттеджное строительство на территории объектов культурного наследия, в водоохранных зонах, изменение облика исторических центров древнерусских городов, вытеснение под любым предлогом при попустительстве федеральных и местных властей музейных, архивных, библиотечных организаций из зданий, представляющих для определенной категории лиц коммерческий и личный интерес. Использование исторических памятников, музейных комплексов для различных мероприятий с танцами, фейерверками и распитием спиртных напитков представляет реальную угрозу, как для самих арендованных объектов, так и для хранящихся в них ценнейших экспонатов.

Если принять во внимание тот факт, что на данный момент на всю огромную Россию остались (зарегистрированы в государственном каталоге) всего 88141 памятник истории и культуры, на которые государство практически не выделяет средств, то что же ожидать через 10-20 лет? Чем, какими духовными энергиями будет жить страна, разрушившая до основания свое историческое наследие?

Но М. Швыдкой в телепрограмме В.Соловьева заявил, что в пространстве российской культуры «беды и катастрофы нет», и по его консервативному мнению все должно принадлежать государству. В сегодняшних реалиях – чиновникам, которые забывают, что согласно Конституции РФ «...единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (курсив мой – Т.Ж.).

Россия поистине страна парадоксов. Сотни тысяч советских солдат пали на полях сражений Второй мировой только потому, что при наступлении нельзя было использовать артиллерию – берегли архитектурные памятники европейских столиц. Но многажды методично ограбленная и оскверненная за трагический XX век Россия почему-то лишена попечительства. Начиная с 1917 года прошлого столетия и по сегодняшний день от градостроительных изысков и политических идиологем древняя русская столица – Москва – безвозвратно утратила две трети своего неповторимого архитектурного наследия. Такого не случилось ни с одним городом бывшей Российской империи. Например, из 54 строений внутри русской святыни, московского Кремля, разрушены 28, а из 31-го кремлевского храма уничтожено 17. Среди них такие шедевры древнего зодчества, как Спас на Бору, Чудов и Вознесенский монастыри – все XIV-века. Из 13 храмов и чудо-часовен «прикремлевского ожерелья» смог уцелеть только храм Василия Блаженного.

Список уничтоженного по всей стране бурями революционного безвременья, гражданской войны, установившимся следом жестким режимом, который одинаково пренебрегал как физической жизнью, так и ее духовной ипостасью, всё сметающим фашистским нашествием, хрущевской борьбой с «архитектурными излишествами» и очередной волной богоборчества, новейшими хищениями уникального культурного наследия столь велик, что займет не один том. И если он будет составлен, то заставит содрогнуться не одно сердце и рыдать не одну душу.

Старинную городскую усадьбу Лопухиных, вероятно, спасло от полного уничтожения ее местонахождение – она не мешала многочисленным колоннам демонстрантов стекаться на Красную площадь, что в глазах советских вождей, в частности, Кагановича, было важнее сохранения бесценных памятников далекого прошлого. Но настоящим спасением для усадьбы стало то, что она попала в любящие, заботливые, твердые, а главное, чистые руки энтузиастов, сотрудников и друзей Международного Центра Рерихов, которые в наисложнейших обстоятельствах восстановили её из руин, превратив в один из самых значимых архитектурных и культурно-исторических ансамблей современной Москвы.

Тем не менее, некоторые представители властных структур, причем очень высокого ранга, держат под постоянным прицелом МЦР, неправительственную организацию при ООН, желая под любым предлогом национализировать завещанное ей С.Н. Рерихом уникальное наследие Рерихов и отобрать усадьбу Лопухиных. Их не смущает тот факт, что содержать в должном порядке даже то, что уже находится в федеральном ведении, они не в силах. Видимо, усадьба, ставшая драгоценной жемчужиной Москвы и выражением истинной народной любви и попечения, является немым укором тем, кто не только не помогал спасать древнейший исторический и культурный памятник, но всячески этому противодействовал. Достаточно вспомнить хотя бы противозаконное постановление Правительства РФ № 1121 от 4 ноября 1993 года за подписью В.С. Черномырдина, повелевшего передать усадьбу Государственному музею Востока, и секретное распоряжение А.Б. Чубайса, тогдашнего главы Госкомимущества, о немедленном вывозе с её территории наследия Рерихов. Воля С.Н. Рериха, передавшего наследие Рерихов общественной организации (МЦР) для наполнения общественного Центра-Музея имени его великого отца – Н.К. Рериха, расположенного в выбранной им самим усадьбе Лопухиных, была грубо попрана, а обязательства, данные С.Н. Рериху руководством страны, вероломно нарушены.

В конце восьмидесятых – начале девяностых, когда усадьба Лопухиных оказалась на попечении Международного Центра Рерихов, её территория, главное здание и флигель представляли собой зрелище, достойное съемок фильма о продолжительных уличных боях в прифронтовой полосе. Пилоны парадных ворот были разрушены, вместо разобранной исторической ограды громоздился железобетонный забор. Усадебный двор пересекали глубокие траншеи, а строительные вагончики уже не казались такими убогими на фоне фасада главного здания, обезображенного зияющими дырами, многочисленными трещинами, грязными подтеками, осыпавшейся штукатуркой и свисавшими отовсюду проводами. Казалось, еще немного, и стройные колонны коринфского ордера не удержат полуразрушенный фронтон и рухнут вместе с проседающим и разрушающимся основанием.

«Положение, действительно, было серьезным, – рассказывает И.Р. Красавцева-Байда, главный архитектор МЦР. – Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит «оторвался» от здания и наклонился, напоминая известный памятник средневековой Италии. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших дом с уникальной историей».

Ответственность за ремонт усадьбы принял на себя Минтяжмаш, один из трестов которого ранее там размещался. Права заказчика были отданы Управлению охраны памятников истории и культуры. Когда в мае 1990-го года наследие Рерихов было доставлено из Бангалора в Москву, в состоянии усадьбы Лопухиных положительных изменений не произошло. Средства, выделенные Минтяжмашу на ремонт, исчезли вместе с дубовыми дверями, паркетом, бронзовыми ручками и другими ценными предметами. Ящики с наследием разместили в специально подготовленном, хорошо охраняемом помещении во флигеле.

 

...восстановлено человеческой надеждою»

«Я стояла перед руинами этого здания, и в кармане у меня не было ни копейки, – вспоминает Л.В. Шапошникова. – Пробовала обращаться в федеральные и городские структуры, но безрезультатно. Рушилось государство, всем было не до восстановления памятников. Тогда-то и возникла идея обратиться к людям, к россиянам. И оказалось, что многие заинтересованы в создании такого Музея. Появились меценаты. Деньги нашлись».

В 1993 году МЦР получил права заказчика и начал полномасштабную реставрацию усадьбы Лопухиных, контроль за которой осуществляло Главное управление охраны памятников г. Москвы (ныне «Москомнаследие»).

Её первый этап начался еще в 1965 году, когда на основании археологических изысканий и научных исследований архитектор-реставратор И.В. Ильенко разработал концепцию проекта реставрации, выявляющую на фасадах и интерьерах главного здания синтетическое сочетание наиболее значительных элементов XVII, XVIII, XIX веков. Проводимая в течение почти 30 лет фрагментарная реставрация, коснулась лишь отдельных элементов первого этажа с подвалом, но основные конструкции разрушавшегося на глазах здания затронуты не были.

С 1995 года, когда воссозданием усадьбы уже занимался Международный Центр Рерихов, все реставрационные мероприятия проводятся под руководством И.Д. Любимовой. В первую очередь, при помощи восемнадцатиметровых буроинъекционных свай, были усилены фундаменты главного здания и флигеля и укреплены все несущие конструкции сооружений. К осени 1997-го года парадные анфилады второго этажа главного здания вновь обрели наборные дубовые паркеты, белые изразцовые печи, белого мрамора камин с лазуритовыми вставками, колонны коринфского ордера, отделанные искусственным мрамором. Хрустальные люстры образца XVIII века, отражались в обрамленном резными позолоченными рамами зеркале. Уникальные порталы и оконные проемы XVII-го века органично вписались в интерьеры отреставрированных залов.

В соответствии с проектом 70-х годов XVIII века архитектора М.Ф.Казакова была воссоздана парадная деревянная лестница. Тогда же была восстановлена историческая ограда, парадные ворота середины XVIII века с ажурными коваными створками и белокаменными карнизами пилонов. К 2001-му году были полностью воссозданы интерьеры палат первого этажа главного здания, его белокаменных подвалов XVII века.

В 2006-м году реставрация главного дома усадьбы Лопухиных была завершена воссозданием на сохранившихся в земле белокаменных фундаментах XVII века Красного крыльца и благоустройством окружающей территории. Дворовый фасад приобрел тот исторический вид, который он имел три столетия назад. Большую финансовую помощь в его восстановлении оказал Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих.

Гармония архитектурных элементов разных исторических эпох и стилей создает необыкновенное впечатление и поражает воображение. Будто само Время организовалось в какой-то удивительный, таинственный Кристалл, вспыхивающий поочередно то одной, то другой гранью, и в них, как в зеркалах, отразилась сама История, протягивающая незримую нить из прошлого в будущее.

Не будет лишним еще раз напомнить, что весь комплекс работ Международный Центр Рерихов осуществил при абсолютном отсутствии государственного финансирования. Помогли народные пожертвования, участие меценатов, и средства, заработанные самим МЦР. Так проявилась народная любовь и забота о переданном России богатейшем наследии Рерихов, имеющем непреходящую духовно-культурную ценность для будущего страны.

Ирина Давыдовна Любимова, автор проекта реставрации усадьбы, главный архитектор проектов Государственного унитарного предприятия «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, и Владимир Анатольевич Родионов – директор реставрационно-строительного предприятия «РИК», принимавшего непосредственное участие в восстановлении усадьбы Лопухиных, также были отмечены весной этого года Национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор».

Наряду с профессионалами-строителями и реставраторами, помощь оказывали добровольные помощники из разных уголков России и зарубежья. Если посмотреть на фотографии конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, то становится очевидным, что усадьба Лопухиных и общественный Музей имени Н.К. Рериха сегодня – это торжествующий гимн красоте творящей, красоте радостной, красоте побеждающей.

Высокий научный уровень реставрации усадьбы Лопухиных, проведенной в соответствии с методологическими реставрационными принципами на основании археологических, архивных и натурных изысканий, научного анализа, с соблюдением реставрационных технологий, для нынешнего времени является большой редкостью. Поэтому не случайно, что именно в московской усадьбе Лопухиных Академия переподготовки работников культуры уже несколько лет проводит лекции для студентов-архитекторов и профессиональных реставраторов на основе материалов ее реставрации. А студенты ведущей (с 250-летней историей) архитектурной школы России – Московского архитектурного института (Государственной академии) проходят здесь практику.

 

Претворение Красоты

На территории усадьбы Лопухиных возник триединый комплекс уникальных объектов мирового культурного наследия. Это, прежде всего, возрожденная усадьба Лопухиных, являющаяся выдающимся историко-культурным и архитектурным ансамблем. Это устремленное в будущее богатейшее наследие Рерихов, имеющее планетарное значение. И, наконец, общественный Музей имени Н.К. Рериха, несущий зримый образ лежащей в основе наследия Рерихов истинной Красоты.

Большинство хранимых в Музее экспонатов имеют высокую мемориальную, художественную и научную значимость. Они, как и Живая Этика, и все то, что являлось предметом научного и художественного исследования Рерихов, т.е. знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, согласно современным конвенциям ЮНЕСКО относятся к категории подлежащих охране материальных и нематериальных культурных ценностей.

Преображенная усадьба стала прекрасной оправой для общественного Музея имени Н.К. Рериха. Не сразу, постепенно, по мере выполнения восстановительно-реставрационных работ, разворачивались музейные экспозиции. 12 февраля 1993-го года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, в пяти комнатах флигеля открылась первая экспозиция. В этих помещениях все, от ремонта до витрин, было сделано руками немногочисленных сотрудников. Картины Н.К. Рериха, реликвии, архивные документы и фотографии, книги из библиотеки Рерихов, их личные вещи – все показывалось впервые. На открытии Малого Музея, ставшего заметным явлением в культурной жизни российской столицы, присутствовал президент СССР М.С. Горбачев. В 1994-м году состоялось второе открытие Музея, уже на первом этаже главного здания усадьбы. И, наконец, Большой музей распахнул свои двери осенью 1997 года, когда в залах второго этажа развернулась экспозиция, вместившая значительную часть переданного С.Н. Рерихом наследия Н.К. и Е.И. Рерихов.

Эта экспозиция организована необычно, как необычны сами Рерихи. Её концепция, выработанная Л.В. Шапошниковой, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути великой семьи Рерихов. Семьи, все члены которой были неординарными, высокоодаренными и высокодуховными людьми, что позволило им стать сотрудниками Иерархов, Духовных Учителей, стоящих на ступенях Космической эволюции значительно выше земного человечества. Это уникальное сотрудничество позволило Рерихам решать задачи планетарного значения. И Центрально-Азиатская экспедиция, в процессе которой закладывались магниты будущих культурных центров планеты, и знаменитый Пакт Рериха, защищающий художественные, исторические и научные памятники, и Институт Гималайских исследований «Урусвати», заложивший фундамент новой одухотворенной науки, и тома Живой Этики – все явилось результатом этого уникального сотрудничества. Невозможно избежать повторения слов «новый» и «уникальный», ибо таковым было многое из того, что свершили Рерихи и что передали нам с вами. Идеи философской системы Живой Этики напитывали все жизненные действия Рерихов и пронизывали их возвышенное творчество.

От зала к залу усиливаются могучие аккорды Красоты, по законам которой созидался Музей имени Н.К. Рериха. Вводный зал-эпиграф, где полукругом расположены семь утонченных фресок, рассказывающих о духовно-культурной эволюции человечества, открывает путь к залу Петербургскому, отображающему сорокадвухлетний период жизни и творчества Н.К. Рериха. Русский зал, зал Живой Этики, зал Учителей, зал гималайской долины Кулу, зал Центрально-Азиатской экспедиции, зал Знамени Мира, зал Святослава Рериха – все выше и выше уходят витки пространственно-временной спирали, вовлекающие посетителей Музея в мир Рерихов, полный непрерывного познавания, бескорыстных трудов, творческого горения и духовной мощи. Уникальные экспонаты, хранящие тончайшие духовные и нравственные энергии их владельцев, наполняют пространство Музея их живым присутствием. Атмосфера старинных сводчатых залов придает экспозиции особое звучание.

Музей хранит исключительный по своему содержанию архив всех членов семьи Рерихов. Важнейшая и драгоценная его часть – архив Елены Ивановны Рерих. Он дает возможность проследить процесс создания книг Живой Этики, а необъятность заключенного в нем знания способна напитать целую эпоху. Несомненно, что осознание великого подвига, совершенного Е.И. Рерих ради будущего, и его значение со временем будут только возрастать.

Значительна и великолепна музейная коллекция живописи и графики. Ее особенностью является наличие сотен гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Серия картин «Знамена Востока», составляющая духовное ядро всего художественного творчества Мастера, так же находится здесь. Редчайшей красоты полотна, принадлежащие кисти Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая свойственную всем Рерихам целостность восприятия и космичность мироощущения, выводят зрителя из ограниченного пространства Музея, даря возможность соприкосновения с беспредельным и величественным миром Красоты. В них – образное осмысление заложенных в Живой Этике идей.

Среди живописных и графических работ – уникальные рисунки Елены Ивановны Рерих, которые создавались иначе, нежели рисунки обычные. Они были сделаны во время видений Елены Ивановны, обладавшей редким даром видеть явления и образы, возникавшие в пространстве инобытия. Подобные случаи в мировом искусстве известны и некоторые из них описаны. Обладая высочайшей духовностью и являясь подлинным свидетелем мира нездешнего, она была прекрасным рисовальщиком. Присутствующие в экспозиции картины Юрия Николаевича Рериха, выдающегося востоковеда, лингвиста и переводчика, высвечивают значительное художественное дарование этого разностороннего ученого.

На протяжении многих лет Государственный музей Востока незаконно удерживает 288 полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, завещанных Святославом Николаевичем Рерихом Международному Центру Рерихов и предназначенных для основанного им общественного Музея имени Н.К. Рериха. МЦР намерен, как и прежде, добиваться возвращения этих картин на их законное место.

Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; коллекции древней бронзы из индийской долины Кулу и минералы – многое из этих интереснейших экспонатов удивляет и восхищает, заставляя задуматься о масштабности свершенных Рерихами дел, о сложности и цельности мироздания.

Музей обладает богатой коллекцией полотен современных художников-космистов. Через образы, принесенные этими художниками из глубин Инобытия, открываются зрителю новые аспекты Космической реальности, ее неповторимой красоты.

Пожалуй, более всего к Центру-Музею имени Н.К. Рериха приложимо понятие Музейона, дошедшего до нас из глубокой древности. Знакомое некогда каждому эллину, ныне оно вызывает множество вопросов. Музеи превратились в хранилище самых разнородных вещей, тогда как истинное их предназначение состоит в творящем применении находящихся в них культурных ценностей. В обители прекрасных Муз древних эллинов происходило приобщение к высшим ритмам, рождавшим прекрасные образцы вдохновенного творчества. В постижении разнообразных искусств формировалась способность распознавания гармонических и ритмических сочетаний, осознавались образы истинной Красоты. Совершенство мысли творца влекло и совершенство воплощения его замысла. Красота есть ритм и гармония, а гармония отвечает сущности эволюции. Прекрасные образы, прекрасные звучания способствуют концентрации мысли и помогают ей проникать в тайны мироздания.

Рерихи утверждали необходимость и важность возвращения к возвышающей идее Музейона. По глубокому убеждению Н.К. Рериха «все движимо творческой любовью, чудом красоты и премудростью знания». Эти движущие силы представляют собой совокупность энергий Культуры, несущих в своих высших проявлениях отсвет миров иных, соприкосновение с которыми позволяет выявиться высокой гармонии и совершенной мысли.

Международные научно-общественные конференции, концепция которых разрабатывается академиком РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошниковой; Объединенный Научный центр проблем космического мышления, Ученый Совет которого возглавляет академик РАН В.Н. Большаков; Центр гуманной педагогики под руководством академика Ш.А. Амонашвили, Творческая лаборатория молодых ученых – таков масштаб научной работы, идущей в стенах старинной усадьбы. Выставки художников-космистов, разнообразные тематические выставки, лекторий и кинолекторий, охватывающие всевозможные явления мировой культуры, овладение которыми является необходимым базисом для осмысления различных граней богатейшего наследия Рерихов; концертные сезоны, сопоставимые с концертной деятельностью основных камерных залов Российской столицы, широкая публикаторская деятельность – богата палитра просветительской работы Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Здесь находится главный центр научного исследования наследия Рерихов. Исключительность заключенной в нем философской, научной и художественной мысли, дающей ключ к новым достижениям практически во всех областях человеческого творчества, ставят Музей имени Н.К. Рериха в ряд редчайших явлений общемировой Культуры.

Художник-космист Г.Е. Карепов, выступая на презентации своих картин в Музее имени Н.К. Рериха, назвал его средоточием высокой духовной мысли России. О том же говорят и многочисленные отзывы посетителей Музея и участников его разнообразных научных и культурных мероприятий. Тысячи людей по всему миру считают Центр-Музей имени Н.К. Рериха родным домом, который как магнит собирает устремленные к красоте и знанию души и обновленными возвращает их в лишенную гармонии, шокирующую несправедливостью жизнь. Они разъезжаются в разные концы Земли с уверенностью, что Красота жива, она существует, ее надо только обрести внутри себя, как сказочную Жар-птицу, становящуюся реальностью в руках великих художников, шедеврах прославленных зодчих, философских прозрениях выдающихся мыслителей.

 

Счастье творить благо

Многие превосходные достижения в области искусства и знания никогда не увидели бы свет, не случись меценатов – людей, вкладывавших в их поддержку огромные состояния. Традиции благотворительности и меценатства в России имеют глубокие корни. К концу XIX-го столетия две трети всех истраченных на нужды благотворительности средств, принадлежали частным лицам. То, что мы узнаем о целом ряде предпринимателей дореволюционной поры, резко расходится с полученными в школе уроками истории. «Угнетение» ими рабочего класса доходило до такой степени невозможности, что фабриканты, например, выделяли рабочим, квартиры в каменных домах со всеми удобствами и, как правило, бесплатно. А тем, кто не хотел жить в квартирах, выдавалась беспроцентная ссуда на надел в 6 соток, а к нему покосы, выпасы и водопои. Попечение касалось и духовной сферы: при фабриках устраивались театры и школы. Какой разительный контраст с нашим временем!..

Просвещенная часть купечества стремилась поддерживать искусство и научные исследования, основывать образовательные учреждения. Всемирную славу приобрели братья Третьяковы, передавшие в дар Москве картинную галерею с великолепным собранием живописи; Д.П. Рябушинский, использовавший свое состояние на создание аэродинамической лаборатории, в дальнейшем – аэродинамического института, который после Октябрьской революции он передал государству (ныне ЦАГИ); Ю.С. Нечаев-Мальцов, пожертвовавший на строительство Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и приобретение для него коллекций огромную по тем временам сумму – 2,5 миллиона золотых рублей; С.И. Щукин, основавший институт психологии при МГУ и подаривший Москве коллекцию французских импрессионистов, – всех не перечислить. Бахрушины, Демидовы, Мамонтовы, ... – список российских меценатов велик и благодарная память о них живет, несмотря на бесконечные катаклизмы, прокатывавшиеся по стране и больно ударявшие по её культурной сфере. Сказать, что многие из их начинаний встречали активное непонимание, это значит не сказать ничего. Но, тем не менее, крепкий внутренний духовный стержень давал финансы имущим понимание того, что коли Бог богатством благословил, то и отчета по нему потребует, что деньги, потраченные только на себя, счастья не принесут.

Утерянные за годы советской власти прекрасные традиции меценатства начали понемногу возрождаться. Главным меценатом для усадьбы Лопухиных стал Б.И. Булочник, президент «Мастер-банка», советник Российской академии естественных наук – благородный и бескорыстный человек, вложивший в её восстановление и реконструкцию огромные средства. Его имя по праву находится среди имен основателей Музея имени Н.К. Рериха.

Неоценимую помощь в осуществлении многочисленных начинаний МЦР, связанных с популяризацией наследия Рерихов, поддержкой культурных инициатив, направленных на духовное развитие народов России, оказывает Благотворительный Фонд имени Е.И. Рерих, созданный в июне 1998 года.

Осуществляя целевую программу «Усадьба Лопухиных», Фонд обратился к российской и мировой общественности, меценатам, представителям деловых кругов с просьбой помочь Международному Центру Рерихов в воссоздании северной части флигеля и каретного корпуса (авторы проекта И.Д. Любимова и Н.В. Царина), утраченных в прошлом веке. Кроме того необходима регенерация хозяйственных построек и благоустройство всей территории. Это позволит восстановить историческую планировку усадьбы и придать ей необходимую завершенность, что в условиях многочисленных утрат архитектурных памятников Москвы станет событием знаковым, вселяющим уверенность в возможности спасения национального культурного наследия России.

Работы согласованны с Комитетом по Культурному наследию г. Москвы и запланированы до 2020-го года. Финансовые расчеты показывают, что Фонду необходимо привлечь более 400 млн. рублей (около 20 млн. долларов). Сумма значительно превышает ту, что уже была потрачена за предыдущие годы. Постоянный рост цен немало усложняет положение МЦР, общественной организации культурного направления.

Памятники старины, свидетели многотрудной истории, таящие в невидимых глубинах творческие энергии своих создателей, являются необходимым звеном в сохранении культурной преемственности, без которой национальная культура существовать не может. Культура, по мнению Н.К. Рериха, есть ежедневное питание духа. Незримый свет красоты и знания облагораживает внутренний мир человека, преобразуя и его внешние проявления. Настоящая культура всегда выявляет и высокое качество, из которого проистекает суровая ответственность.

Реставрация усадьбы Лопухиных, организованная и проведенная силами международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» и энергиями тех, кто не по долгу, а по совести помогал в ее воссоздании, стала зримым свидетельством высочайшего качества и профессионализма, трепетной любви к отечественной истории и подвижнического отношения к сохранению национального достояния России.

Усадьба, где каждый сантиметр поверхности, каждый уголок восстановлен и отреставрирован с огромной бережностью, глубокой любовью, сопряженной с научным знанием, является наглядным примером того, что может сделать общественность, когда она свободна от произвола чиновников, когда она понимает высокую духовную значимость Культуры, когда Красота становится необходимостью, без которой невозможно дышать. «Открыв глаза Красотой, вызывая молодые силы к широкому кругозору, народы решают свою судьбу, – писал Николай Константинович Рерих. – Среди настоящей трудной борьбы народы начинают разуметь, почему практично и выгодно выдвигать и охранять сокровища Культуры, они начинают понимать, что новое утверждение жизни будет воздвигнуто лишь по этим иероглифам мудрости. Ибо прошлое, лишь окно к будущему. Через это окно придет светлая радость возможности принести друзьям новые мирные находки Красоты».

Общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов обладает редкой особенностью синтеза. Он не просто хранитель памяти о выдающейся семье Рерихов. В поисках Прекрасного здесь все живет будущим, но напряженный творческий нерв настоящего питается духовными токами хранимого здесь великого наследия, которое есть результат многовековых достижений человеческого гения. Отсутствие догмы, постоянный научный и творческий поиск, открытость к сотрудничеству привлекает в усадьбу Лопухиных новых и новых друзей.

Музей остро нуждается в новых помещениях, где планируется разместить конференц-зал, двухсветный выставочный зал, оптический театр, детские студии. Хочется надеяться, что с восстановлением каретника и северной части флигеля найдется возможность организовать экспозицию, рассказывающую о многотрудной истории уникальной реставрации усадьбы Лопухиных и ее героях, которые следуют давно заповеданному закону: если хочешь помочь, пусть твоя левая рука не знает, что делает правая.

Знамя Мира, развевающееся перед фасадом главного здания усадьбы Лопухиных, есть знак охраны и принадлежности к неисчислимым сокровищам общечеловеческой культуры, сберегать которые есть долг каждого из нас.

 

Татьяна Житкова

 

© Журнал «Настоящее время», № 8(26)-2007 г.