Вести - МоскваВести - МоскваВести - Москва

 

Образец, верх культуры и архитектуры

Максим Иксанов

Музей имени Н.К.Рериха, внутренний двор

Красная лента на "Красном крыльце" главного дома усадьбы Лопухиных, не более чем формальность. В традициях русского зодчества возведение парадного крыльца само по себе символизировало завершение строительства. Ленту перерезают в честь реконструкции целого усадебного комплекса.

 

"Вы сидите лицом к XVII веку, веку удивительной русской культуры и архитектуры, образец которой мы сумели восстановить за долгий период", - рассказывает Людмила Шапошникова, генеральный директор музея им. Н. К. Рериха.

Долгий период начался с 1989 года, когда "Международный центр Рерихов" получил здание усадьбы Лопухиных для размещения экспозиции музея имени Рериха. Тогда директор музея Людмила Шапошникова плохо представляла, что делать с этим уникальным памятником архитектуры.

"Когда мы все это получили, я стояла перед главным зданием, которое представляло руины. Эти руины надо было отреставрировать, но ни копейки денег на это не было выделено", - объясняет Людмила Шапошникова, генеральный директор музея им. Н. К. Рериха.

Год за годом, благодаря частным инвесторам и меценатам, усадьба восставала из руин. В 2001 году был отреставрирован Главный дом, в 2004 году - флигель усадьбы и, наконец, сегодня достроено "Красное крыльцо". Архитекторам пришлось поломать голову над его внешностью, прежде чем приступить к реконструкции. Постройка за более чем трехсотлетнюю историю видоизменялась множество раз.

"Надо было определить, на какой период восстановить усадьбу: на период XVII, XVIII или XIX века. Архитекторы-реставраторы центральных мастерских предложили проект реставрации, сочетающий в синтезе наиболее ценные элементы каждой из этих эпох", - говорит Ирина Красавцева-Байда, главный архитектор международного Центра Рерихов.

Фасаду главного дома усадьбы Лопухиных придали облик постройки XVII века, а в ходе реконструкции строители обнаружили остатки крыльца.

"Оно было, к сожалению, разобрано к концу XVIII века, но в земле сохранились белокаменные фундаменты. Стена дома так же сохранила следы примыкания этого крыльца, парапетов, сводов и других элементов", - продолжает Ирина Красавцева-Байда, главный архитектор международного Центра Рерихов.

"Красное крыльцо", когда-то служившее парадным входом на второй этаж палаты, в своей новой жизни будет выполнять функцию декорации. Дирекция музея ожидает, что реконструированная усадьба имеет все шансы стать настоящей меккой для туристов.

 

© 2006 Государственный интернет-канал "Россия" 2001-2006.