Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из философского наследия Е.И. Рерих об искусстве
(выдержки из писем)
24 августа 1930 г. Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться искусством как конденсацией Ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм форм есть основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть «Чаша Амриты», Чаша Бессмертия! Вечное, непрестанное творчество Жизни Великой окружает нас, и мы, будучи частью этого великого Творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием. Мои молодые друзья, наполняйте сокровищницу духа Вашего, вбирайте все звуки, все краски, все ритмы из неиссякаемого источника Пространства. Тончайшие вибрации эти, воспринятые сознательно, утончат Ваше восприятие, утончат Вашу мысль.
18 марта 1931 г. … каждое истинное произведение искусства говорит само за себя и несет великое знамя устремления духа к высшей красоте и потому ни в каких других целях не нуждается, ибо излучение красоты есть венец культуры.
19 июня 1933 г. … духовность Древней Греции стояла выше нашей, свидетелями чему является их высокая философия и целая плеяда величайших мыслителей. Философия их влагала великие идеи в прекрасные внешние формы, и мне кажется, что именно мы, утеряв духовность, перестали чувствовать и находить ее. Так как искусство прежде всего является выразителем особенностей или характера народа и условий природы, в которых оно зародилось и развилось, то очень часто оно остается непонятым народами, живущими в иных условиях и сложившими иные качества. Мраморная греческая статуя может явиться диссонансом в нашей обстановке и природе, но она была прекрасна под горячим солнцем, на пурпуровых песках и на фоне бирюзовых вод и темных кипарисов Греции. Но искусство во всех его проявлениях и во всех условных формах всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. <…> Ибо, действительно, истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце.
6 июля 1934 г. … радио и кино вытеснили истинное искусство и священный огонь духотворчества. Также и фотография, при своей незаменимости во многих областях, вытеснила в большой мере художественные произведения, картины из обихода. К сожалению, и эту ступень в медленной эволюции человеческого духа приходится пережить. Но при росте сознания, при правильном воспитании молодого поколения в уважении к творческому гению человека все найдет себе должное место. Но для этого придется потрудиться немало и стараться насколько возможно и всеми способами поднимать уровень вкуса и понимания во всех областях творчества, и, конечно, театр для этого прекрасный медиум.
8 августа 1934 г. …занятия наукой и искусствами — прекрасный щит от всяких наговоров. Наука, Искусства и Живая Этика — прекрасная Троица!
31 января 1935 г. … ничто так не очищает мыслей и не подымает вибраций наших, как искусство, в этом божественная мощь его. Повышение вибраций наших есть то, к чему должен стремиться каждый приблизившийся к Свету, к Учению, ибо лишь при таком повышении или напряжении могут происходить утончение и трансмутация наших нервных центров, этих восприемников тончайших пространственных энергий, что есть цель нашего существования. Потому и в книгах Учения столько места уделено понятию Красоты. Сказано: «Понимание Красоты спасет Мир».
5 апреля 1935 г. Прикладное искусство все больше и больше будет входить в жизнь.
[21 апреля] 1935 г. Конечно, образ Христа Эпстайна — кощунство. Когда людям недоступно истинное творчество, они пытаются быть «оригинальными», но все, чего они могут достигнуть, это вернуться к самому примитивному искусству.
11 июня 1935 г. Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство! Истинно, лишь прикоснувшийся к искусству может оценить все тончайшие нюансы человеческой души.
8 июня 1937 г. Высока Красота, высоко и искусство, передающее ее.
3 декабря 1937 г. Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боев и грубейших игр, лишенных красоты, вроде всяких фут-болл1 и т.д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы.
10 сентября 1938 г. … теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение. Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остается единственным мерилом его. <…> Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая Жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам сердца. Умение отобразить в своем творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений.
24 апреля 1939 г. Но думается, что современное художество, за малыми исключениями, не дало Вам вдохновения. Все эти так называемые реализмы и сверхреализмы или сюрреализмы являются лишь жалкими масками, надетыми на себя бездарностями. Именно современное искусство в своем обилии всяких выдумок и отсутствии истинного воображения, в утрате стиля явило свой упадочный лик. Но истинный художник усмотрит и уловит образы красоты в самых неожиданных сочетаниях и, прочувствовав их, сумеет претворить в своем неповторенном выражении. Велико счастье, когда в переживаемое нами тяжкое время можно находить приток сил и радость в создании чудесных образов. Ведь искусство – живой огонь и творение художника есть мощный собиратель жизненной энергии. Так и радуйтесь приобщением к этому живительному огню и творите во всей искренности. Искусство развивает воображение, а Вы знаете, что именно мощь воображения так необходима для продвижения во всех областях жизни. В Тонком же мире воображение или мощь мысли есть единственный рычаг и двигатель. <…> Если в прошлые эпохи связь искусства с религией дала ему такой расцвет, то связь искусства с устремлением к Синтезу Учения Света даст ширь и мощь искусству будущего.
16 февраля 1947 г. Нужно зажигать массу красотою и доступностью этой красоты, для этого необходимы музеи и прекрасные образцы искусства, также необходимы талантливые популяризаторы во всех областях знания и искусства.
12 сентября 1948 г. Почему кто-то должен поступиться своими артистическими накоплениями, если проявления эти не нарушают гармонии существования? Мне кажется, в жизни, вернее, во всех проявлениях ее, мы должны прилагать эти накопления. Ведь они срастаются с нашим существом, и хотим ли мы или нет, но они сами выявляют себя. Разве для выявления этих накоплений нужна непременно эстрада и вульгарное преклонение толпы? Мы тогда лучше всего творим, когда именно забываем себя и окружающую нас толпу, которая своими вибрациями может понизить и наши восприятия. Конечно, многие любят эстраду, именно она подымает их вдохновение. Но надо, чтобы это вдохновение приходило при мысли о служении Прекрасному, но не от жажды поклонения и признания. Желание поделиться своими знаниями, своим искусством, желание порадовать человека и помочь ему понять красоту жизни есть служение. Если возможно войти в положение человека и приоткрыть ему новые горизонты, то, истинно, это будет лучшим служением.
5 июня 1950 г. Конечно, если есть возможность заинтересовать учеников драматическими постановками высокого содержания, почему не пытаться развить и эту отрасль искусства? Только всеми силами нужно избегать пошлости и всякой дешевки. История может дать нескончаемый запас драматических и интереснейших эпизодов из жизни великих людей, почему не оживить их в памяти современных поколений. Ничто так не вдохновляет и не окрыляет молодежь, как великие, трогательные примеры из жизни исторических героев.
|