Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрытие выставки «Хранительница Пскова» в Храме Святого Духа
03.09.2024
В юбилейный год 150-летия со дня рождения великого русского художника Николая Константиновича Рериха и 145-летия со дня рождения Елены Ивановны Рерих в Храме Святого Духа историко-архитектурного комплекса «Теремок» в Смоленской области экспонировалась выставка «Хранительница Пскова», посвященная Анастасиевской часовне, фрески которой были созданы по эскизам Н.К. Рериха. С 1908 по 1914 год Н.К. Рерих работал над росписями Храма Святого Духа в имении Марии Клавдиевны Тенишевой в Талашкино под Смоленском. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. «Нужны явления сильные, с широким размахом, — писал Н.К. Рерих, — таково и дело кн. Тенишевой, крепкое в неожиданном единении земляного нутра и лучших слов культуры». Поэтому и тянулись сюда Репин, Врубель, Рерих, Нестеров, Васнецов, Коровин, Стравинский, испытывая потребность освоения здесь народных истоков.
Рерих впервые посетил Талашкино в 1903 году. В своем дневнике Тенишева записала: «Приехал к нам погостить Николай Константинович Рерих с женой, и я была им очень рада… Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения – это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного…» В алтаре храма Н.К. Рерих создал образ Царицы Небесной – Матери Мира, также храм был украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», фресками «Трон невидимого Бога», «Святой Никола Можайский».
В это же время Рерих получает приглашение от своего друга А.В. Щусева создать эскизы росписей для Анастасиевской часовни в Пскове. Рерих разработал эскизы в 1913 году, и они оказались созвучными по содержанию и тематике росписям Храма Святого Духа в Талашкино. В Анастасиевской часовне расписаны три стены и свод потолка. Фрески стен содержат следующие сюжеты: изображение «Богоматери» на северной стене Анастасиевской часовни, «Святой Николай» над окном южной стены, «Спас нерукотворный и святые князья» над входом, а свод украшен сюжетом «Святой Дух». Инициатива проведения выставка «Хранительница Пскова» в Храме Святого Духа во Флёнове принадлежит Благотворительному Фонду имени Е.И. Рерих; проект поддержал Смоленский музей-заповедник.
Выставка проходила с мая по август 2024 года. Она была представлена несколькими разделами: - история создания часовни А.В. Щусевым, его архитектурные наброски и поиски новой формы часовни; - росписи часовни, созданные по эскизам Н.К. Рериха; - история часовни за последние 110 лет (революция, войны, разрушения); - перенос часовни под Ольгинский мост во время реконструкции моста в 1969 г.; - разрушение памятника архитектуры федерального значения под мостом в течение последних 50-ти лет; - реставрация и консервация Фондом настенной живописи часовни; - проект дальнейшей реставрации и сохранения часовни, перенос ее на новое место, удаленное от моста; Также на выставке были представлены прекрасные картины художников-космистов, посвященные Анастасиевской часовне. 15 августа состоялось торжественное закрытие этой выставки, в рамках которого прошел концерт лауреатов международных конкурсов Светланы Ариной (скрипка) и Елены Гарибовой (фортепьяно).
Перед началом концерта выступил президент Благотворительного Фонда имени Е.И. Рерих Павел Михайлович Журавихин. Он рассказал о том, что с 2020 года Фонд борется за спасение Анастасиевской часовни, какие этапы уже пройдены, что еще нужно осуществить, с какими трудностями приходится встречаться. Павел Михайлович отметил, что еще одна общественная организация «Возрождение памятников Пскова и Псковской области» упорно борется за спасение часовни. Она будет заниматься архитектурной реставрацией памятника. Самое большое препятствие в сохранении памятников – это согласование проектной документации в различных государственных организациях, которые занимаются сохранением культурного наследия. В настоящее время идет процесс согласования документации на последней финальной стадии. Буквально в этом месяце мы ждем ответа. После этого начнутся подготовительные работы по переносу часовни на новое место. Это довольно редкое событие. За всю историю Советского Союза и России всего 14 исторических памятников было перенесено на новое место. Вместе с тем это и очень трудная задача, поскольку стены буквально шатаются, но мы надеемся, что все работы будут выполнены аккуратно и начнется окончательная реставрация памятника. Мы верим, что еще один духовный магнит в России будет спасен. К сожалению, так сложились обстоятельства, что Министерство культуры более 20 лет не имело возможности финансировать реставрацию этого памятника. Но на защиту часовни встала неравнодушная культурная общественность, подключился Фонд, и процесс сдвинулся с места. Сейчас Министерство культуры уже готово выделить деньги на перенос часовни и архитектурную реставрацию. А на реставрацию монументальной живописи деньги собирает общественность. Нам осталось собрать еще два миллиона. Спасти памятник исключительно важно, так как в этом году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, и сохранение фресок Анастасиевской часовни будет лучшим подарком к юбилею. Затем под сводами Храма Святого Духа зазвучала музыка – произведения Франца Шуберта, Арво Пярта, Макса Рихтера, Иоганна Баха-Шарля Гуно, Астора Пьяццоллы. Составляя программу концерта, Светлана Арина и Елена Гарибова подобрали музыкальные произведения, отражающие духовные поиски композиторов разных эпох. Концерт начался с произведения Арво Пярта, композитора, философа, работающего в жанре минимализма. Арво Пярт на протяжении долгих лет остается самым исполняемым в мире современным композитором. «Зеркало в зеркале» – это не просто музыкальное произведение, это музыкальное путешествие в мир умиротворения и сакрального покоя. Оно напоминает нам о важности замедления в стремительном мире, а также о значимости сосредоточения на том, что действительно необходимо. Затем были исполнены три композиции «Аве Мария» Баха-Гуно. В этом произведении мы становимся участниками диалога эпох: композитора Баха, жившего в XVIII веке, и Шарля Гуно, жившего в XIX веке. Спустя 150 лет Гуно, импровизируя на тему прелюдии Баха, создал в соавторстве шедевр- молитву. Макс Рихтер «Милосердие». Это произведение современного композитора, который также работает в жанре минимализма. Музыка словно приглашает нас остановиться и заглянуть внутрь себя, осознать мимолетность жизни и красоту мгновения. Еще один символ утешения и надежды – «Аве Мария» Франца Шуберта. Затем последовала композиция Макса Рихтера «О природе дневного света», которая напоминает о том, что в каждом миге нашей жизни есть место для Света. Каждое утро – это новый шанс увидеть мир. Прозвучала молитва «Отче Наш» Арво Пярта. Здесь мы слышим не просто музыку: это звучание является голосом самого времени, это напоминание о том, что каждый из нас несет в себе бремя уязвимости. Каждый аккорд, каждая нота – это молитвенный зов, мольба о свете и мире в сердце человека. Эта молитва наполняет душу Светом, словно напоминание о том, что даже в самые темные времена существует возможность восстановления и исцеления. Далее – «Плач об утраченной жизни» Макса Рихтера, который заставляет нас задуматься о ценности каждого мгновения, и «Аве Мария» Астора Пьяццоллы. Пьяццолла показал, что истинная красота может быть найдена даже в самых сложных и мрачных уголках человеческого опыта, соединяя веру и любовь в едином порыве творчества. Мы надеемся, что концерт стал для зрителей не только музыкальным событием, но и духовным путешествием от музыки к вечным ценностям. Выражаем надежду встретиться снова, чтобы вновь погрузиться в мир красоты и Духа. Сочетание утонченного звучания духовной музыки и пространства Храма Святого Духа произвело неизгладимое впечатление на зрителей и сформировало необыкновенно прекрасную и возвышенную атмосферу праздника и завершения столь необычного, уникального проекта. В этот час храмовое пространство в духовном синтезе объединило в себе архитектуру, музыку, живопись и слово. Прошлое, Настоящее и Будущее. Духовные энергии творцов культуры XX столетия и XXI века. Прекрасная, божественная музыка, созданная озарениями выдающихся композиторов, как молитва подношения Высшему поднималась под своды Храма Духа и, отражаясь от стен, наполняла пространство утонченными вибрациями Красоты, создавая атмосферу глубокого медитативного сосредоточения, выводя сознание слушателей за пределы суетливой повседневности в сферу высоких мыслей и чувств, наполняя сердца умиротворенным спокойствием любви, добра и братства. Архив новостей: 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.
|