Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отзыв об очерке академика Л.В. Шапошниковой «Жизнь и гибель «Амаравеллы»
29.11.2024
И усилиями неба и земли...
снова живая ткань красоты сойдёт к человеку.
Н.К. Рерих
Мне кажется, что это всё-таки мир, который мы сейчас
не можем видеть своими глазами...
В.Т. Черноволенко
Подвиг героя – высший стиль красоты.
Дмитрий Мережковский
Творчество художника – высший подвиг.
Древняя мудрость Людмила Васильевна Шапошникова глубоко исследует подвижническое творчество художников группы «Амаравелла». Это – Пётр Петрович Фатеев, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Шиголев, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. В 1927 году к ним присоединился Виктор Тихонович Черноволенко. Все художники вышли из прекрасных недр Серебряного века. Духовная революция и грядущее космическое мироощущение владели их умами. Дружелюбие и сплочённость объединяли художников. Предтечей этих замечательных живописцев стал М.К. Чюрлёнис. Его (Рериха) глубокие синие глаза смотрели проникновенно и ласково. И сразу можно было почувствовать, что это не только художник с мировым именем, но поэт, философ, собравший богатую жатву восточной мудрости. Б.А. Смирнов-Русецкий Подобное притягивает подобное. Не случайно, судьба подарила знаменательную встречу участникам группы «Амаравелла» с Н.К.Рерихом. Николай Константинович словом и делом оказывал помощь художникам. Смирнову-Русецкому посоветовал продолжить учиться живописи. С Александром Сарданом Мастер связывал свои надежды на будущее возрождение русского искусства. У Фатеева купил картину «Галактики». Рерих подарил художникам две, увидевшие свет книги Живой Этики – «Зов» и «Озарение». Помог художникам «Амаравеллы» принять участие в выставках в Нью-Йорке. И оживлённо беседовал с ними о расширении сознания, о вселенской энергетике, о законах развития Красоты, о Космической Эволюции... В красоте является Беспредельность. Учение Живой Этики. Книга «Озарение» Расширение сознания было взаимосвязано с процессом Преображения человека и Планеты... Л.В. Шапошникова утверждает, что процесс преображения Земли идет по законам Красоты. И эта Неземная Красота зазвучала полнозвучным аккордом на полотнах художников «Амаравеллы». Синтез звука и света превалировали в творчестве живописцев... Расцвет творчества художников «Амаравеллы» пришёлся на трудные годы социальной революции. Тоталитарное государство в эпоху «Культурной революции» превратило Культуру в правящую идеологию. Среди художников насаждался метод социалистического реализма. Несогласных преследовали по закону. Так побывал в застенках НКВД и выдающийся советский режиссёр Александр Довженко... Сталин загнал в катакомбы Духовную революцию, жестоко расправляясь с неугодными. В их число входили и участники группы «Амаравелла»... И всё же, пишет в очерке Людмила Васильевна, художники «Амаравеллы» многое успели сделать в своём созидательном творчестве. Особое место в творчестве живописцев, как и у Чюрлёниса, принадлежало музыке. Музыка – источник необозримой Красоты, созвучной с космическими ритмами. Музыка прочитывается в полотнах Черноволенко, Сардана, Фатеева, Шиголева. «...Это воистину звучащее небо!» – размышляет о картине Черноволенко Юрий Линник в «Сонате Ориона»... Далее автор очерка размышляет о том, что в лихолетье пресловутой «Культурной революции», в пору насаждения в стране атеизма, истинное художественное творчество кануло в Лету. Публицист А. Вронский с возмущением пишет, что на смену понятиям «Творчество», интуиция», «вдохновение» пришли – «работа», «мастерство», «ремесло», «техника»... Шло ярое наступление на Культуру. Уничтожались церкви, преследовались духовенство, верующие. Так был взорван Храм Христа Спасителя. По этому поводу с протестом выступил Н.К. Рерих... Л.В. Шапошникова повествует далее, что по ночам чёрные «воронки» сновали по городским улицам. И как следствие – бесследно исчезали или гибли в лагерях талантливые носители подлинной культуры. Бесценные книги неугодных авторов публично сжигали на кострах. Как тут не вспомнить глубокую мысль Гейне: «Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей»... Картины художников бесследно исчезали в застенках НКВД... Он (лик Земли) есть не только отражение нашей планеты, проявление её вещества и энергии, он одновременно является и созданием высших сил космоса. В.И. Вернадский Большую часть очерка Людмила Васильевна посвящает исследованию космического творчества художников группы «Амаравелла. В живописи художников прослеживаются идеи о Красоте иных миров, о беспредельности, о человеке как неотъемлемой части Космоса. Примечательно, что в поисках новой Вселенной художники опережали науку. «Человеческая мысль стала внимательней прислушиваться к отголоскам идеи о космичности жизни.., – писал гениальный учёный В.И. Вернадский. Выдающиеся русские учёные-философы – В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский в своих научных трудах подтверждали то, что запечатлено в творчестве художников «Амаравеллы». На труд Вернадского «Биосфера» Шиголев откликнулся «Радиосонатой». Чижевский занялся исследованием космических ритмов полотен художников «Амаравеллы». Идеи Эволюции Циолковского о лучистом человечестве успешно продолжил Черноволенко в своём творчестве. Отрадно сознавать, что в то время шёл интенсивный процесс расширения сознания... Солнце льёт на Землю новые потоки лучей... Оно, этот огромный небесный факел посылает нам свой лучистый свет... В светлом потоке этого блестящего светила Земля черпает свою Красоту, оно оживляет природу и придаёт ей радостный вид, благодаря чему цветы имеют такую красивую окраску... Камиль Фламмарион Космическое творчество! О нём Пророчествовал вдохновенный мастер, Когда легко набрасывал эскизы Вселенных целых... Юрий Линник Л.В.Шапошникова отмечает, что для каждого художника «Амаравеллы» характерен свой стиль творчества. Кисти Черноволенко принадлежат сотни картин, напоённых новой, несказанной, поистине сказочной Красотой... Важным направлением живописи Черноволенко считал идеи Космической Иерархии... В своём очерке о группе "Амаравелла" Людмила Васильевна цитирует мысли писателя Юрия Линника о художниках "Амаравеллы" из его литературного наследия. «Перед нами мир Земли, прошедший через чудо Преображения. Возможно, что художник прозрел будущее – и запечатлел его на своих полотнах» (Юрий Линник). Автор очерка «Жизнь и гибель «Амаравеллы» размышляет о том, что в уходящей Красоте Серебряного века прочитывается философское начало, соизмеримое с живописью и поэзией. Л.В. Шапошникова пишет, что художники «Амаравеллы» органично продолжили и развили эту традицию. И уже в их произведениях Новая Красота стала основой нового художественного мышления. После памятной встречи Петра Петровича Фатеева с Николаем Константиновичем Рерихом всё творчество художника было одухотворено космизмом Живой Этики, её идеей об энергии космического огня... Сердцем чую полёт времён... Николай Заболоцкий Людмила Васильевна приводит слова Юрия Линника о творчестве Петра Фатеева. О том, что П.П. Фатеева, самого старшего из группы "Амаравелла", можно смело назвать Мастером Огня... Потому как художник умеет передать и свечение из звёздной материи, и ослепительный разряд молнии. А стихия огня влечёт его к себе своим космизмом. И пламенные краски Фатеева заряжены энергией сердца... Живописи художника была близка огненная музыка Скрябина («Поэма Огня»). Обоих творцов интересовала проблема Хаоса... Некоторые картины Фатеева были пророческими. Таковы полотна – «Вселенная конечная и бесконечная», «Гибель планеты», «Под розовой луной»... Взор и ожидание человечества должны быть обращены к дальним мирам. «Озарение» В творчестве Сардана гармонично сочетание научных предсказаний с его удивительной музыкальностью. Это картины – «Гимн ночи», «Рождение материи». Картина «Маяки земли и сигналы из Космоса» была создана художником под впечатлением встречи с Николаем Рерихом. Рериховская эмблема «Знамени мира» (Три круга) изображена на ней направленной и вверх и вниз, ибо энергетические потоки идут от Земли к Космосу и обратно. Здесь прослеживается связь с энергетическим мировоззрением живой Этики. Удивительное полотно «Кристаллы – цветы земли» глубоко космологично. «Кристаллы даются на многокрасочном космическом фоне. Мы видим земное небо, пронизанное излучениями и импульсами, приходящими из Вселенной... Сардановские кристаллы как бы пророчествуют о ноосфере», – размышлет Юрий Линник в книге "Путь к Плеядам". Тема ноосферы присутствует и в творчестве Сергея Ивановича Шиголева. Его картины – «Струи космоса», «Лаборатория в Космосе», «Борьба Света и тьмы, «Утренние звёзды» соизмеримы с идеями Живой Этики. Они повествуют о космическом сознании, о космической Красоте. Цикл картин «Путь» посвящён духовному восхождению человека и художника. Первая картина цикла «Вдали показались горы», по утверждению Ю.В. Линника, вещает о далёком свете, о высокой цели... В «Прозрачности» Смирнова-Русецкого открыты новые пути для высшего бесконечного творчества. Павел Флоренский Людмила Васильевна размышляет о том, что самый младший член «Амаравеллы», Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий создал знаменитую серию Прозрачность». Это весомая космическая повесть о просветлённой и преображённой материи Земли... За ростом человеческого духа Следит неумолимый зверь-палач С мечом в руке: он требует расплаты За краткий взлёт в пределах Божества... Александр Чижевский Художники, окрылённые верой в просветлённое будущее, творили в свете мужества и энтузиазма, не заботясь о грядущих терниях... В 1929 году трагически завершилась судьба «Амаравеллы». Это был последний год выставок художников. В 1930 году арестовали Руну (В.Н. Пшесецкую). Печально, что о её судьбе и судьбе творческого наследия художника ничего неизвестно. Правда осталось несколько портретов членов «Амаравеллы». Вскоре был арестован и препровождён в тюрьму Сардан. После всего происшедшего Сардан больше не смог писать. И только, спустя 20 лет, он взялся за кисти и краски. В начале Великой Отечественной войны был арестован Смирнов-Русецкий, который стоически провёл в лагерях ГУЛАГа 14 лет... В 1942 году арестовали вышедшего из окружения Шиголева. И до сих пор ничего неизвестно о его гибели. Л.В. Шапошникова пишет, что оставшиеся на свободе члены «Амаравеллы» ушли в глубокое подполье. Верные своим убеждениям, не пошли на сотрудничество с властями... Историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к родине, его мужеством и честностью перед собственной историей... Л.В. Шапошникова Прекрасно сознавать, что подлинную культуру убить нельзя. Она, как птица Феникс вновь возрождается из пепла. Автор очерка, устремлённая в будущее, размышляет о том, что придёт время, когда вспомнят об ушедших и погибших, разыщут и выставят их полотна и напишут о них достойные книги... Да будет Свет! Да будет так! Майя Мартолина Архив новостей: 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.
|