Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих




Отзыв на очерк академика Л.В.Шапошниковой «Дух воспринимающий и претворяющий» из книги «Тернистый путь Красоты»

26.02.2025




Высоких мыслей достоянье.

Александр Одоевский

***

На небе все цветы прекрасны,

Все мило светят над землёй,

Все дышат горней красотой...

Дмитрий Веневитинов

 

Лейтмотив очерка Л.В.Шапошниковой – божественное творчество духа художника... Примечательно, что в ХХ веке понятие человека как части Космоса стало практически аксиомой. Макрокосмос соизмерим с микрокосмосом. Созидательное начало Высшего Творца прослеживается в истинном художественном творчестве человека. Это тонко подметил выдающийся английский поэт и писатель Редьярд Киплинг:

 

Отёсан камень – лучи

В его глубинах открываю.

Пред тем, как труд вершить в ночи,

К тебе, о Мастер, я взываю...

 

И трудится напрасно тот,

Кто без Тебя был хоть мгновенье,

Твоя Рука меня ведёт

К Тебе, через Тебя – к уменью...

 

Дух человеческий обладает искрой божественного творчества... Людмила Васильевна размышляет о том, что божественный человеческий дух является творящей силой эволюции. Живая Этика утверждает, что: «...Задача Нового Мира, прозревая будущее человеческого творчества, – пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик красоты...».


Автор очерка пишет о том, что новые формы творчества на эволюционном пути совершенствования человеческого духа ведут к созданию Новой Красоты, которая одухотворяет существующую материю. Поэтому человек и его дух есть творящая сила эволюции, которая действует согласно Великим Законам Космоса. «Образование разных энергий соответствует мышлению человека. Самые тонкие энергии у духа, утверждающего Красоту, явят формы соответственные...», – сказано в Учении Живой Этики.


Осознание подлинной Красоты и привнесение её в творчество считается осуществлением божественной искры, которой Космос, вселенский Художник и Мастер, одарил дух человека. Тема вселенской Красоты прослеживается в философии Серебряного века и в философской системе Живой Этики, которые формировали новое мышление ХХ века...


Отрадна жизнеутверждающая истина, что Космос, как Творец, создал человека по «образу и подобию Своему». Об этом размышляет Владимир Соловьёв: «...человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием... устроителем и организатором вселенной».


Автор очерка повествует, что Высшие космические Силы творят через человека. Творят в Красоте божественной. В природе тела – украшать себя; в природе ума – красиво мыслить; в природе сердца – прекрасно чувствовать... Творчество, уподобляющееся Высшему началу, беспредельно... А потому человек несёт на себе величайшую ответственность и перед Миром, и перед человечеством, и перед самим собой. Л.В.Шапошникова размышляет о том, что подлинный художник вторит творчеству Высшего Творца, его ритму, его энергетике. Выдающийся биограф гениальных художников Эпохи Возрождения Джорджо Вазари писал о Леонардо да Винчи: «Всё его творчество, все его творения являются результатом божественного предназначения, а не искусством, созданным человеком».


Людмила Васильевна пишет, что не каждый художник и творец одарен божественным светом. Появлению Великой души, или великого Мастера, предшествует энергетическая работа целых поколений, участвующих в процессе энергоинформационного обмена. Святослав Николаевич Рерих отмечает, что творческий процесс является воплощением нашего внутреннего мира, звучанием нашего духа... Мечта художника рождается в нездешнем мире, а воплощается на земле... «Подобно Прометею, подлинный художник приводит нас к Небесному огню своего великого вдохновения, опыта и Красоты, а, подобно Орфею, он выстраивает посредством гармонии своего искусства стены своего Небесного города», – размышляет С.Н.Рерих.


Соприкосновение Мастера с Высшим миром, его Красотой, происходит в результате самоотверженной работы его духа, тем самым человек раскрывает тайны космического творчества... Гениальный Леонардо да Винчи пишет, что тот, кто не признает искусство живописи, тот отрицает философское созерцание мира... Искусство живописи является «внучкой природы» и ведёт родство от самого Бога. Мысль Леонардо да Винчи продолжили мыслители Серебряного века. Владимир Соловьёв писал: «Очевидно, эстетическая связь искусства и природы гораздо глубже и значительнее. Поистине, она состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой».


Павел Флоренский утверждает, что искусство показывает нам доселе неизвестную реальность... Николай Бердяев размышляет о том, что в творчестве свободном и дерзновенном призван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творение Божье... Как существо богоподобное, принадлежащее к царству свободы, человек призван раскрыть свою творческую мощь.


Автор очерка рассказывает о том, как В.Соловьёв, П.Флоренский, Н.Бердяев утверждают, что Человек, подобие Творца, сам стал Творцом, связанным с космическим Художником. Человек искусства, духовного творчества продолжает творение этого Художника, преображая и одухотворяя жизнь. Прекрасна мысль Святослава Николаевича Рериха о подлинном искусстве: «Невыразимая аура славы излучается великим произведением... Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя пробуждает в нас сходные ответные чувства, помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чём говорится».


Л.В.Шапошникова размышляет о том, что человек является не только создателем красоты, но и безобразного в искусстве. И наше бездуховное время является тому подтверждением. Потому велика ответственность художника за своё творчество. Мысль художника творит не только в мире плотном, но и в Космосе, ибо между земным творцом и Космосом идёт непрерывный интенсивный энергоинформационный обмен. Красота мысли созидает Мироздание. Об этом и лирическое откровение Николая Заболоцкого «Бетховен»:

И сквозь покой пространства мирового

До самых звёзд прошёл девятый вал...

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.

 

Художники и поэты создают свои миры в пространственной материи с помощью мысли и энергии своего таланта. Их творческая мысль соизмерима с энергией Космоса. Такая особенность земного творчества, его взаимодействие с космическим Творчеством всё ещё малодоступны пониманию сознания человека. Космическим творчеством навеяна, к примеру, лирика Осипа Мандельштама:

 

Несозданных миров отмститель будь,

художник, –

Несуществующим существованье дай;

Туманным облаком окутай свой треножник

И падающих звёзд пойми летучий рай!

 

Л.В.Шапошникова пишет, что с Высшими мирами на Земле были связаны всегда истинное художество и духовное совершенствование. Первое создало ценности Красоты, другое творило высокий дух самого художника. Но, к сожалению, это было в мире плотном редким достижением. Людмила Васильевна отмечает, что синтез двух видов творчества, художественного и духовного, станет новым искусством и перейдет в творчество духа, для которого главным будет Красота. Красота, ведущая к Преображению не только человека, но и всего мира...


Лишь радость работы на новой звезде –

дано будет каждому там

Во имя Творца сотворить свой мир

таким, как видит он сам!

(Р. Киплинг, «Послание»)

 

Автор очерка размышляет о том, что впервые о теургическом творчестве заговорил Владимир Соловьёв, поставивший проблему богочеловека. Теургия требовала от человека расширения сознания, одухотворенности. По этому поводу Николай Бердяев отмечает: «Красота – это не только цель искусства, но и цель жизни. И цель последняя... претворение хаотического уродства мира в красоту Космоса».


В художественном мышлении ХХ века в России была создана концепция эволюции Красоты – от Красоты художников и Красоты самосовершенствования к космической Красоте. Художественное мышление стало предтечей нового мировоззрения, в котором по-иному рассматривались роль и место искусства в жизни.


О Теургии пишет Н.А.Бердяев: «Теургия есть действие высшее... Теург в соединении с Богом творит космос, красоту как сущее. Теургия и есть призыв к религиозному творчеству». В советское время эта концепция была предана забвению как «идеологически чуждое» направление. А сама Духовная революция надолго была загнана в подполье. Людмила Васильевна заключает, что время космических истин – вечно, а время бытия человека – преходяще. Воистину, есть время разбрасывать камни и время собирать камни... Созвучна мысли автора очерка пророческая Книга Экклезиаста:

 

Есть время жить – и время умирать.

Всему свой срок. Всему приходит время.                   

Есть время сеять – время собирать...

 

Знакомство с очерком Л.В.Шапошниковой «Дух воспринимающий и претворяющий» вселяет надежду, что будущее за созидательным творчеством, которое будет создаваться истинными художниками лишь при одухотворении Высшим Началом.

 

Майя Мартолина


Возврат к списку



К началу

Архив новостей: 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2025 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.