Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Леди джунглей // Комсомольская правда, 09.03.2021
11.03.2021
Более семи лет провела в тропических лесах ученый из Москвы Людмила Шапошникова. Сидели мы как-то в ее скромненькой квартирке на проспекте Вернадского и попивали чаек из Индии, сдобренный разными травами, ею самолично там же и собранными. А вокруг - по стенам и по углам - всяческие сокровища, привезенные из экспедиций. Спросил: «Можно лук со стрелами взять, посмотреть?» - «Конечно. Я его выменяла на фонарик у вождя племени и очень боялась, что, когда батарейки иссякнут, лук заберут… Это совершенно удивительные люди, живущие в джунглях на севере Индии… Главное в их жизни - человек. Вообще человек». Хотел я сказать, что и она сама-то удивительная: одна, вооружившись только «Зенитом», отважилась погрузиться в лесную жизнь, которой живут эти бесконечно добрые и по-детски доверчивые люди. Хотя, конечно, и дети бывают разные. Ее учитель в университете, профессор А. М. Дьяков как-то обронил: «Между прочим, в Индии живет племя тода, и никто не знает, откуда они взялись…» И все. Этого оказалось достаточно, чтобы юная Людмила Васильевна потеряла покой - так нестерпимо захотелось ей увидеть этих таинственных тода. «А более всего что вас удивило?» - «Они не ведают ни колеса, ни гончарного круга, занимаются скотоводством, оставаясь при этом вегетарианцами» - «А зачем же тогда скот?» - «Они на скот выменивают у соседних племен всякие нужные им вещи - горшки, ткани». Как складывались у нее отношения с вождями… Вожди не у всех. Бывает совет племени, куда входят представители разных родов. «Но мужчины-то, наверное, все-таки главные люди - охотники, добытчики?» - спрашиваю. «У всех по-разному. У тода, например, настоящий матриархат: у женщин по нескольку мужей. Обычно не более четырех и, как правило, мужья - братья. Но в добрачных отношениях женщины тода совершенно свободны. Мужчины посдержанней». Когда Шапошникова покинула тода, а через несколько лет вернулась, ее встретили как самого большого друга, принялись расспрашивать, как здоровье ее ближайших родственников, и потребовали, чтобы она всех назвала. Людмила Васильевна стала перечислять родных, но уже на двоюродных братьях и сестрах безнадежно запуталась. Тода были ошеломлены: своих предков они обязательно знают до седьмого, а то и до двенадцатого колена. После такого скандала тода стали считать нашу москвичку умственно неполноценным человеком, принялись всячески опекать ее, заботиться чуть ли не как о ребенке. Что, впрочем, не мешало ее любить по-прежнему искренне и преданно. Наверное, можно предположить, что жизнь Шапошниковой среди тех первобытных людей была нелегка, но она этого не замечала - настолько вросла в лесную жизнь, что временами казалось, будто всегда теперь так будет. Она сделала много после своих экспедиций. Книги, научные работы, выдвинувшие ее в ряд крупнейших в мире индологов. Шапошникова совершила экспедицию по следам Николая Рериха, написала несколько превосходных книг о творчестве художника. С такой завистью поглядывал я на тот лук со стрелами, который стоял у нее дома в углу, напоминавший ей о замечательных людях, которые никогда ни с кем не воюют, а живут в вечном мире. Как и подобает людям мудрым, умеющим смотреть в будущее. И так захотелось пройти по ее следам… Леонид Репин
Источник - Комсомольская правда, 09.03.2021 Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015), основатель и первым Президент Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.
|