Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих




Отзыв на очерк академика Л.В. Шапошниковой «Купание красного коня» из книги «Тернистый путь Красоты»


28.10.2025

 

VITA BREVIS ARC LONGA

Искусство вечно – жизнь коротка.


Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.


Фёдор Тютчев


А я иду, дышу и радуюсь,

И гром и дождь благодарю,

И верю, что жар-птицу – радугу

Поймаю, людям подарю.


Марк Лисянский

 

Людмила Васильевна Шапошникова начинает свое повествование с описания яркого полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанного во внеземной, красновато-зелёной тональности. Главное в ней – преобладание духовного начала над материальным. В известном журнале «Аполлон» Всеволод Дмитриев отождествил эту картину с «пламенем высокоподнятого знамени, вокруг которого можно сплотиться». Сплотиться людям доброй воли…



К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912


Чувство меры – редчайшее чувство,

Исключительная черта.

Без него умирает искусство

И кончается красота.


Марк Лисянский, поэт-фронтовик


Об искусстве начала ХХ века размышляет Андрей Белый: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится... наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются». Людмила Васильевна отмечает, что в это время наступили перемены в развитии искусства: происходил переход от красоты символической к Красоте реальной. Н.А. Бердяев пишет о Красоте: «Красота в мире есть творческий факт, а не обыкновенная реальность. Поэтому всё время должно происходить творческое преображение».


Творческая эволюция Красоты предполагает качество и новый уровень Преображения человека. Ознаменовав собой закат красоты уходящей, Новая красота вспыхнула в 1909 году в Русских сезонах в Париже в живописи, музыке, театре, танце и иссякла к 1929 году вместе с этим удивительным явлением художественного синтеза. Автор очерка с восхищением пишет, что Русские сезоны ошеломили мир творческим мастерством. Вселенская красота Русских сезонов пришлась на период упадка красоты в цивилизованной Европе. Русские сезоны имели большое эволюционное значение: в пространстве земного мира возник и расцвел мир нездешней красоты, воплощённой в музыке, танце, ярких декорациях, фееричном празднике звука и цвета.



Л. Бакст. Декорации к балету Шехерезада. 1910


Он родился во внутреннем мире ее творцов – русских композиторов и художников. В этом мире переплелись сказка и миф, легенда и действительность. Художники становились соавторами театральных режиссёров, искусство русских балерин вдохновляло на творчество композиторов. Удивительные театральные костюмы несли в себе характер своих персонажей. Радовали взор зрителя рериховские скоморохи и Снегурочки, Маги и Жар-птица Бакста, Придворные и Китайская танцовщица Бенуа, Солнце Ларионова… Красота искусства Серебряного века России стала предтечей эпохи иных миров на Земле.



Н. Рерих. Девушки. Эскиз декорации и костюмов к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная».1944


Мы рождаемся среди звёзд

Музыканты, фантасты, поэты,

И мечтами наносим на холст

Звёздной музыки пируэты...


Юрий Загинайлов


Л.В. Шапошникова повествует, как незаметно для многих всходили хрупкие ростки новой Красоты. Ее первыми вестниками стали неземные картины Чюрлёниса, в которых открывается реальность бесконечного Мироздания. Звучанием беспредельной Вселенной навеяно творчество художников Н.К. Рериха, Н.А. Бенуа, П.С. Уткина, К.Ф. Юона, И.И. Бродского, братьев Н.Д. и В.Д. Милиоти, М.Ф. Ларионова и других.


И жизнь – повсюду жизнь материи самой,

В глубинах вещества – от края и до края

Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой,

Страдает и горит, нигде не умолкая.


Александр Чижевский



П. Уткин.Торжество в небе. 1906


Людмила Васильевна повествует, как на полотнах художников в чёрных пространствах плыли неведомые планеты, зарождались, расцветали и погибали целые миры, заполняя собой пространство инобытия. Горели небесные, прозрачные светила в картине «Торжество в небе» Уткина. Вспыхивает ослепительный свет в полотнах Юона «Рождение ночных светил» и прорезает пространство комета в «Пейзаже с кометой» Нарбута. Тихо плывёт фантастический город, устремляются к небесам шпили и странные городские сооружения в «Фантазии в духе Чюрлёниса» Бенуа. В тревожном небе несутся светящиеся таинственные облака в волнующей картине Рериха «Небесный бой».



Н.Рерих. Небесный бой. 1912


Людмила Васильевна пишет, что на смену уходящей Красоте приближается Новая Красота, которая свидетельствует об иных мирах – в цветущих красках и ритмах зарождается Новый мир. Красота рождается посредством человека-творца, она проявляется через творчество художника. Неугасимый Огонь высокой Красоты воплощается в творениях художника, созерцающего инобытие, творящего в согласии с его высоким Ритмом.



Н. Бенуа. Фантазия в духе Чюрлениса. 1910


Перед человеком в ХХ столетии, как перед витязем на распутье, возникли два пути: путь Красоты и эволюционного восхождения и путь Хаоса, инволюционного падения в бездну. Как отмечает Л.В. Шапошникова, «в последний год второго тысячелетия, похоже, большинство творцов выбрало казавшийся наиболее лёгким второй путь».


Три известных русских художника – Аристарх Лентулов, Павел Филонов и Казимир Малевич, пишет Л.В. Шапошникова, вышли из пространства уходящей Красоты. Однако двое из них так и не смогли приблизиться к Новой Красоте. Своё негативное влияние на художников оказали особенности сложного и неоднозначного мирового исторического процесса. Они вызвали смятение в их душах, оказавшихся на пересечении Духовной и социальной революций в России.


Формами уходящего старого мира наполнено творчество Лентулова. Художник интуитивно чувствовал грядущие глобальные, разрушительные события. И чем верней изображаемый мир терял свои очертания, тем звонче и выразительнее становилась палитра его полотен. Распадалась на отдельные геометрические фигуры колокольня Ивана Великого в «Звоне», истаивала твёрдость и красота линий «Василия Блаженного», они становились хрупкими, прозрачными – следом настало время изменения картины всего окружающего мира.



А. Лентулов. Собор Василия Блаженного. 1913


Аристарх Лентулов подошел в своём творчестве к Новой красоте, однако постепенно художник отходил от нового мироощущения, и уже в двадцатые годы палитра его полотен потускнела. Колокол перестал звонить... Последние годы жизни Лентулов работал в стилистике соцреализма, а в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, художник перешёл в мир иной.


Картины Казимира Малевича, который творил в одно время с Лентуловым, также передавали изменение форм старого мира. Его образы не вписались в эстетику соцреализма, но и не смогли запечатлеть красоту мира нового. Уже перед уходом с земного плана Малевич написал несколько возвышенных и одухотворённых портретов.


Трагический путь Красоты прослеживается в творчестве Павла Филонова. Картина «Крестьянская семья» или «Святое семейство», созданная в 1914 году, наполнена уходящей Красотой. Позже художник создал картины «Цветы мирового расцвета» и «Формула космоса», в которых отразилось его новое мироощущение, была воплощена энергетика Инобытия.



П. Филонов. Формула космоса. 1919


По поводу «светлого будущего» России, в котором отсутствовала свобода творчества, в начале XX века пророчески писал Н.А. Бердяев: «Насилие над творческой свободой уничтожить её не может, но может создать или жалких оппортунистов, или мучеников сопротивления». Венок мученичества в своём творчестве «примерил» и Павел Филонов: художник окончил свой путь в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года.


В суровые, тяжкие времена жил и творил Павел Филонов. Примечательно, что искусство художника не пропало даром. Отрадно, что семена Новой Красоты, которые посеял художник в пространстве русской культуры, как и творчество его современников, взошли, дали свои вешние добрые всходы.


О красота, искусства птица,

Когда б дано тебя напиться

Из чаши жизни, что хранит

В тебе космический магнит,

И нежным звоном чудных лир

Вкусить небесный эликсир...


Юрий Загинайлов

 

Майя Мартолина



Аудиоверсия очерка академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «Купание красного коня» из книги «Тернистый путь Красоты». Исполнитель Илья Акинтьев.






Возврат к списку

Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2025 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.