Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Приобретение картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха

«Ниже, чем глубины» - одна из двенадцати картин удивительной серии «Его Страна», созданной Н.К.Рерихом в 1924 году. Серия включает в себя следующие полотна: «Белый и Небесный», «Ведущая», «Выше, чем вершины», «Жар-цвет», «Жемчуг исканий», «Звезда Матери Мира», «Книга мудрости», «Ниже, чем глубины», «Помни!», «Сожжение тьмы», «Сокровище Мира - Чинтамани», «Спешащий».

 

Написанные художником в гималайском княжестве Сикким, картины несут в себе необычный, таинственный мир, более похожий на сказку или легенду, нежели на реальность. Они повествуют о легендарной и реальной жизни Махатм - Великих Душ, обитель которых когда-то находилась в снежных горах Сиккима, в «Его Стране». «В самом Сиккиме, - отмечал художник, - находился один из ашрамов Махатм. В Сиккиме Махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значимость этим местам. Конечно, ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...»

«Его Страна» рассказывает о философских идеях Махатм, один из которых был Учителем Рерихов; о труде Великих Душ на благо человечества; о тайных путях, которые ведут к ним.

...На пороге пещеры, освещенной загадочным, завораживающим светом, стоит человек. Куда ведет каменный ход пещеры? К подножию священного хребта или, может быть, к Эвересту, в то его потаенное ущелье, где в синеве ночи поднимаются причудливо отвесные скалы?.. «На вершинах Сиккима... - писал художник, - опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалу. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там...»

Первое представление картины в Музее имени Н.К.Рериха

Картина «Ниже, чем глубины» в числе многих других произведений Н.К.Рериха в свое время находилась в экспозиции Нью-Йоркского музея Николая Рериха. В 1935 году, когда ближайший сотрудник Николая Константиновича Луис Хорш незаконно присвоил себе здание Музея и его содержимое, многие ценнейшие картины художника были выставлены на аукцион. Известно, что Елена Ивановна Рерих попросила двух наиболее состоятельных сотрудников выкупить эти картины, которые должны были стать основой восстановленного Музея Рериха. Кэтрин Кэмпбелл и Балтазар Боллинг выполнили просьбу Елены Ивановны. Кэтрин отдала выкупленные ею картины для будущего Музея, а Боллинга Елена Ивановна остановила, объяснив, что картины, приобретенные им, в свое время найдут другое место.

 

После смерти Б. Боллинга коллекция картин была разделена между его родственниками и потомками. Благодаря содействию меценатов и общественности наиболее важная ее часть попала в Москву в Музей имени Н.К.Рериха. Среди поступивших полотен - картина «Ниже, чем глубины», подаренная Музею в этом году Благотворительным Фондом имени Е.И.Рерих.

О доверии к провенансу картин Н.К.Рериха

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.