Хамовники

 

Урок русской истории преподали в музее им. Н.К. Рериха

Дмитрий Павловский

Музей имени Н.К.Рериха, 'Красное' крыльцо

3 сентября в проливной дождь под генделевскую «Музыку на воде» на заднем дворе усадьбы Лопухиных состоялось торжественное открытие «Красного» крыльца, ознаменовавшего собой завершение пятнадцатилетней эпопеи по восстановлению памятника архитектуры XVII века, входящего в «Золотое кольцо» Москвы.

 

Расположенная недалеко от Московского Кремля, в границах Белого города, соседствующая с владениями князей Голицыных, Долгоруких, Вяземских усадьба была основана в 1689 году отцом первой жены Петра I Евдокии Фёдором Авраамовичем Лопухиным на подаренной зятем земле. В 1718 году после казни замешанного в деле царевича Алексея брата Евдокии усадьба была конфискована. Некоторое время здесь содержали пленных шведских генералов. Затем Пётр I пожаловал её голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, при котором дворянское гнездо превратилось в ткацкую фабрику. И только в 1728 году уже по указу Петра II усадьба была возвращена наследникам Лопухиных.

В 1774-75 годах на время празднования заключенного с Турцией победного Кючук-Кайнарджийского мира усадьба вошла в состав Пречистинского дворца, вмещавшего двухсветный тронный зал Екатерины. Тогда в ходе работ под руководством М.Ф. Казакова по приведению близлежащей территории в классический стиль было полностью разобрано боярское двухъярусное «Красное» крыльцо, изобиловавшее элементами декора XVII столетия.

В 1802 году во время владения усадьбой графов Протасовых, к восточному фасаду Главного дома был пристроен портик с колоннами, украшенный на фронтоне фамильным гербом, дошедшего до наших времён. Действительный тайный советник граф А.Я. Протасов, муж купившей усадьбу В.А. Протасовой, являлся наставником будущего императора Александра I. В 1830-х годах дом у Протасовых снимал генерал-майор Д.Н. Бологовский, замешанный в заговоре против Павла I, и друживший с отцом и дядей Александра Сергеевича Пушкина. Не исключено, что и Великий поэт бывал в этом доме.

После приобретения усадьбы в 1850 году церемониймейстершей Анной Петровной Бахметьевой здесь любил засиживаться Николай Васильевич Гоголь.

В 1890 году усадьбу выкупил князь Д. А. Оболенский, продавший её в 1891 фрейлине Их Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Михайловне Петрово-Соловово. При ней происходит самая значительная перестройка флигеля усадьбы. По проекту Д.И. Бабочкина в центральной части флигеля устраиваются комфортабельные квартиры, сдававшиеся в наём. В одной из них в 1910 году жил знаменитый историк Ю.В. Готье.

После 1917 года в усадьбе Лопухиных располагался филиал музея Маркса-Энгельса. В 1965 году здание было передано Министерству тяжёлого машиностроения СССР.

В 1989 году Святослав Николаевич Рерих вместе с Людмилой Васильевной Шапошниковой приняли для основания Музея Н.К. Рериха полу-развалины когда-то сиявшей усадьбы. «Главный дом и Флигель находились в аварийном состоянии, историческая ограда была разобрана. Приходящих на территорию усадьбы встречали развалины пилонов отсутствующих ворот и унылый железобетонный строительный забор. Двор перерезали глубокие траншеи для прокладки городских коммуникаций. Во всю высоту лицевого фасада Главного дома зияла сквозная трещина. Строительные вагончики дополняли безрадостную картину и казались вечными, – пишет в своей статье главный архитектор Центра-Музея имени Н.К. Рериха И.Р. Красавцева-Байда. – Положение действительно было серьезным. Осевшие местами фундаменты Главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит “оторвался” от здания и наклонился, напоминая известный памятник средневековой Италии. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших дом с уникальной историей».

Сегодня усадьба сияет в своём первозданном виде. За это надо сказать большое спасибо сотрудникам Международного центра Рерихов, которые своими силами, без малейшей помощи от государства, восстановили весь ансамбль дома Лопухиных. Теперь каждый может приехать на Малый Знаменский переулок, что за Государственным Музеем Изобразительных Искусств имени Пушкина на Волхонке, и походить по диковинным боярским палатам, венцом которых является «Красное» крыльцо. И, конечно, такая прогулка должна стать лишь сладкой прелюдией перед знакомством с творчеством великого русского путешественника и художника Николая Константиновича Рериха.

 

© 2006 Xamovniki.ru