Образец, верх культуры и архитектуры
Максим Иксанов
Красная лента на "Красном крыльце" главного дома
усадьбы Лопухиных, не более чем формальность. В традициях русского
зодчества возведение парадного крыльца само по себе символизировало
завершение строительства. Ленту перерезают в честь реконструкции целого
усадебного комплекса.
"Вы сидите лицом к XVII веку, веку удивительной русской культуры и
архитектуры, образец которой мы сумели восстановить за долгий период",
- рассказывает Людмила Шапошникова, генеральный директор музея им. Н.
К. Рериха.
Долгий период начался с 1989 года, когда "Международный центр Рерихов"
получил здание усадьбы Лопухиных для размещения экспозиции музея имени
Рериха. Тогда директор музея Людмила Шапошникова плохо представляла,
что делать с этим уникальным памятником архитектуры.
"Когда мы все это получили, я стояла перед главным зданием, которое
представляло руины. Эти руины надо было отреставрировать, но ни копейки
денег на это не было выделено", - объясняет Людмила Шапошникова,
генеральный директор музея им. Н. К. Рериха.
Год за годом, благодаря частным инвесторам и меценатам, усадьба
восставала из руин. В 2001 году был отреставрирован Главный дом, в 2004
году - флигель усадьбы и, наконец, сегодня достроено "Красное крыльцо".
Архитекторам пришлось поломать голову над его внешностью, прежде чем
приступить к реконструкции. Постройка за более чем трехсотлетнюю
историю видоизменялась множество раз.
"Надо было определить, на какой период восстановить усадьбу: на период
XVII, XVIII или XIX века. Архитекторы-реставраторы центральных
мастерских предложили проект реставрации, сочетающий в синтезе наиболее
ценные элементы каждой из этих эпох", - говорит Ирина Красавцева-Байда,
главный архитектор международного Центра Рерихов.
Фасаду главного дома усадьбы Лопухиных придали облик постройки XVII
века, а в ходе реконструкции строители обнаружили остатки крыльца.
"Оно было, к сожалению, разобрано к концу XVIII века, но в земле
сохранились белокаменные фундаменты. Стена дома так же сохранила следы
примыкания этого крыльца, парапетов, сводов и других элементов", -
продолжает Ирина Красавцева-Байда, главный архитектор международного
Центра Рерихов.
"Красное крыльцо", когда-то служившее парадным входом на второй этаж
палаты, в своей новой жизни будет выполнять функцию декорации. Дирекция
музея ожидает, что реконструированная усадьба имеет все шансы стать
настоящей меккой для туристов.
|