Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Биография

Рерих Елена Ивановна (1879–1955)
философ, писатель, жена Н.К. Рериха

Фотопортрет Е.И. Рерих

Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и писателя Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы Бытия.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля (31 января) 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова. По линии матери Елена Ивановна приходилась двоюродной правнучкой великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову и дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

 

С детских лет Елена проявляла незаурядные способности, к семи годам девочка читала и писала на трех языках. Уже с юности серьезно интересовалась литературой и философией. По окончании Мариинской гимназии она получила музыкальное образование. Ее преподаватели предсказывали ей блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

С.Н.Рерих. Портрет Е.И.Рерих.

С.Н. Рерих.
Портрет Е.И. Рерих.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается со своим будущим мужем, молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее единомышленником, разделившим все ее устремления. Благодаря взаимной любви и высоким идеалам жизни, этот союз был необычайно прочен. В совместном творчестве, со-творчестве, в сущности, и прошла вся их жизнь. В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем — ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го — Святослав, избравший ту же стезю, что и отец.

После революционных событий Рерихи, жившие с 1916 года в Финляндии из-за состояния здоровья Николая Константиновича, оказались отрезанными от Родины. Их дальнейший путь лежал через Швецию и Лондон, что было связано с предложениями принять участие в выставках, а также в подготовке декораций для оперного театра. Осенью 1920 года они приезжают в США. Размах культурной деятельности, развернутой при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшой группой ее учеников в Америке, поражает — учреждения в Нью-Йорке (Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi») стали как бы отправным пунктом, и влияние их распространилось за пределы страны, стало международным.

Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во всем мире, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, — пишет Елена Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию, уже давно привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями.

В 1925-1928 годах Елена Ивановна принимает участие в уникальной Центрально-Азиатской экспедиции по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии, организованной ее мужем.

Е.И.Рерих и Ю.Н.Рерих на маршруте ЦАЭ

Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих
на маршруте ЦАЭ.

Экспедиция вышла из Индии (Сикким), затем прошла в Кашмир и Ладак, пересекла китайский Синьцзян и достигла в районе Тянь-Шаня советской границы. Оттуда трое ее членов: Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих отправились в Москву, где состоялись важные встречи. Из Москвы через Алтай и Бурятию экспедиция добралась до Монголии, пересекла ее и вошла в Тибет, имея целью посетить Лхасу. Перед Лхасой была остановлена тибетскими властями и провела около 5 месяцев в летних палатках на морозном заснеженном плато Чантанг. На Чантанге погиб караван, разбежались или умерли проводники. К весне пришло разрешение властей, и экспедиция двинулась дальше через Трансгималаи к Сиккиму.

В 1926 году, во время пребывания в Монголии (Улан-Батор), выходит книга Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также его глубочайшая нравственная сторона, что опровергает основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.

В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Учения Живой Этики «Община».

По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году семья Рерихов поселяется в древней живописной долине Кулу (Западные Гималаи). С этого времени Елена Ивановна практически целиком посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — серией книг философско-этического Учения Живой Этики, или Агни-Йоги, начатых ею еще в Лондоне 24 марта 1920 года. Процесс создания книг происходил под непосредственным руководством и в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, называвшихся, в силу своего духовного развития, Махатмами или Великими Душами, или Учителями.

Н.К.Рерих. Матерь Агни Йоги.

Н.К. Рерих.
Матерь Агни Йоги.

Книги Живой Этики для многих стали настольными. Они выдвигают на первый план этические проблемы как важнейшее условие для дальнейшей духовно-культурной эволюции человечества и обращены, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека.

Их появление напрямую было связано с теми процессами, которые происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины ХХ столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени (русские ученые В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, а также философы-космисты И.А. Ильин, П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев) утверждали, что судьба человечества неотделима от жизни Космоса и грядущая эпоха будет эпохой сотрудничества человека с иными мирами.

Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика раскрывает особенности космической эволюции человечества и создает новую систему ее познания. Особое место в ней занимают Законы Космоса. Этими Великими Законами определяется движение планет и рост природных структур, зарождение звезд, поведение человека и развитие Вселенной. Вне этих Законов в Космосе ничего не существует. Жизнь человека, историческая и социальная, обусловлена теми же космическими законами, и пока человечество не осознает этого, оно не сможет усовершенствовать свою жизнь, утверждалось в книгах Учения.

Учение Живой Этики
с текстологическими
комментариями.
Издается МЦР
с 2003 г.

Космос предстает в Живой Этике как сложнейшая одухотворенная энергетическая структура, в которой человек играет важнейшую роль. В основе духовно-исторического развития человечества лежат такие основополагающие принципы, как нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли Культуры в развитии общества. Без знания и Культуры успешно построить будущее человечества невозможно.

Человек, согласно Учению Живой Этики, сам активно влияет на космические процессы. Важная роль в этом принадлежит сознанию, поскольку мысль — это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Таким образом, человек самым прямым образом ответственен за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок, ибо от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом.

Призывая людей жить в соответствии с космическими законами, книги «Живой Этики» открывают широкие возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения, не вошедшие в канонические писания) описывали легендарные и исторические события давно минувших дней и рассказывали о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой любовью к подвижнику.

Полное собрание
писем Е.И. Рерих.
Т.I-IX, изданные МЦР
в 1999-2009 гг.

Особое место в наследии Е.И. Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если Учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» являют блестящий образец ее индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее доступной даже для малоподготовленного человека. Простым и доступным языком она объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте человека в мироздании, о влиянии космических законов на человечество, о взаимосвязи духа и материи. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и составной частью самой Живой Этики.

Елена Ивановна отвечала людям различного уровня сознания, но неизменно в духе терпимости и доброжелательности. Для многих ее сердечное отношение было верной опорой в тяжелые минуты жизни. Двухтомник «Писем Елены Рерих» вышел в Риге в 1940 году. Это лишь малая часть ее огромного эпистолярного наследия, которое было передано Международному Центру Рерихов в 1990 г. ее младшим сыном — С.Н. Рерихом. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Центром-Музеем имени Н.К. Рериха.

Е.И. Рерих принадлежит перевод с английского «Тайной Доктрины» — выдающегося труда основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранных писем Махатм («Чаша Востока»), с которыми получил возможность ознакомиться русскоязычный читатель.

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Н.К.Рерих. Держательница Мира.

Н.К. Рерих. Держательница Мира.

Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Она многократно обращалась в Советское Посольство и к правительству с просьбой о возвращении на Родину, но в визе было отказано. Несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Мотив возвращения на Родину звучит во многих ее письмах последних лет, но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

 

 

 

Чем больше проходит времени и чем глубже мы осознаем значение героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем ясней проявляется и будет проявляться великий смысл созданного ею и теми, кто стоял рядом с ней. Наследие, которое она оставила нам, неисчерпаемо. Оно устремлено своими научными, философскими открытиями в Грядущее, в тот Новый Мир, для которого героическое творчество будет не исключением, а правилом.

К началу

Дополнительно о Е.И. Рерих

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.