Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Дискуссионный клуб по теме сохранения Анастасиевской часовни // ПАИ. 11.03.2022


12.03.2022

Светлана Мельникова: Наша задача – сделать всё, чтобы Анастасиевская часовня была спасена



«Наша задача – сделать всё, чтобы Анастасиевская часовня была спасена», – заявила гендиректор Псково-Изборского объединенного музея-заповедника Светлана Мельникова во время заседания дискуссионного клуба по теме сохранения Анастасиевской часовни, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта 2022 г.


В начале своего выступления Светлана Мельникова поблагодарила всех присутствующих за то, что они пришли обсудить вопрос сохранения Анастасиевской часовни. «Это доказывает, что этот вопрос стоит того, – подчеркнула она. – Мне бы хотелось обратиться ко всем с призывом. Музей – это открытое пространство, музей существует прежде всего для людей, хотелось бы, чтобы мы многие вещи делали с вами вместе. Сегодняшняя наша встреча – серьёзный шаг на этом пути. Понятно, что такой вопрос, как сохранение памятника Анастасиевской часовни, не может не привлекать огромное внимание псковичей и специалистов, которым небезразлична судьба памятника».


Она также поблагодарила своих коллег, которые организовали выставку «Сброшенная с пьедестала. Спасти нельзя оставить» в музейном комплексе «Двор Постникова», открытие которой состоялось 4 марта. «Они сделали очень серьёзную работу. Во Дворе Постникова в выставочном зале открыта очень серьёзная музейная и глубоко научная выставка, рассказывающая об истории Анастасиевской часовни, об истории её спасения, – заметила Светлана Мельникова. – Очень хотелось бы, чтобы псковичи и гости города пришли на эту выставку, посмотрели и поняли, какая же предыстория этого памятника, как он был спасён в 1970 году, что за этим стоит и какой был невероятный труд реставраторов, краеведов».


Специалист также обратила внимание участников дискуссии на то, что при переносе часовни в 1970 году проблема была лимитирована техническими возможностями. «Вот был кран, определённая его длина, и дальше не двинешься, – отметила спикер. – Сегодняшние технологии позволяют решать вопросы на более серьёзном уровне, можно уже выбрать оптимальное место, рассчитать метраж, сделать это менее болезненно для памятника».


Она подчеркнула, что мнение сотрудников Псково-Изборского объединенного музея-заповедника однозначное – спасти памятник. «Наша сегодня задача – сделать всё, чтобы часовня была спасена. Если памятник останется на старом месте, то он не выдержит антропогенные нагрузки», – подчеркнула специалист.


«Я новый человек в этом городе, но для меня образ этого маленького памятника стал символом знаковой истории Пскова, часовня стоит, что бы ни происходило, какие бы трудности ни представляла нам жизнь, находятся люди, появляется понимание и глубинный смысл, и она живёт. И сегодня мы не можем на это не отреагировать. Давайте подумаем, как нам это сделать так, чтобы стране было понятно, что это надо сделать и сделать максимально разумно и безболезненно для памятника», – обратилась Светлана Мельникова ко всем присутствующим.


Таисия Круглова: Эксперт назвала три аргумента в пользу переноса Анастасиевской часовни в Пскове




Три аргумента в пользу переноса Анастасиевской часовни в Пскове назвала начальник отдела монументальной живописи Псково-Изборского объединенного музея-заповедника Таисия Круглова во время заседания дискуссионного клуба по теме сохранения этого памятника, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта.


«Первый аргумент, который уже здесь прозвучал, – нам необходимо сохранить этот памятник всеми имеющимися способами», – отметила Таисия Круглова. По её словам, в 1970 году перенос часовни при строительстве нынешнего моста был техническим и не учитывал градостроительные, исторические и ландшафтные особенности.


«Сейчас часовня стоит на засыпанном овраге. Она испытывает сильное негативное воздействие из-за вибраций Ольгинского моста, а при реконструкции моста угроза для часовни будет ещё больше. Кроме того, мост активно используется людьми, является одной из главных магистралей, отсюда большое воздействие выхлопных газов, которые наносят вред памятнику, – сказала Таисия Круглова. – Поэтому перенос Анастасиевской часовни на участок на 28 метров южнее современного – это сохранение часовни».


По мнению специалиста, второй аргумент в пользу переноса часовни – художественный. «У автора часовни архитектора Алексея Щусева было видение: часовня была поставлена на высокий постамент, это была доминанта, который хорошо играл, её можно было обозревать и видеть с разных сторон, она была очень тесно связана с тем мостом, который до наших дней не сохранился. То есть эта неразрывная связь, которая была создана архитектором, она была разорвана в 1970 году. Сейчас часовня оказалась практически под мостом, и многие жители города даже не знают, что этот памятник представляет ценность, – отметила Таисия Круглова. – Наша идея в музее придать часовне хотя бы ту форму, поднять её, чтобы она парила над этим пространством, чтобы она восстановила свои позиции. Отсюда и название выставки, которая сейчас работает в музейном комплексе «Двор Постникова», – «Сброшенная с пьедестала. Спасти нельзя оставить». Мы хотим поднять часовню и представить может быть не так, как хотел Алексей Щусев, но хотя бы передать его идею».


Третий момент в пользу переноса – технический, заметила эксперт. «Дело в том, что в 1970-е годы часовню перенесли так, как можно было технически, как позволяли условия. При этом место было определено как временное. И она уже 52 года стоит на этом временном месте, – сказала Таисия Круглова. – Часовня сейчас находится в цепких руках музея и хранительской службы. Мы к переносу часовни готовы. Наша задача – использовать современные технологии и добиться того, чтобы мы ни 1 процента живописи не потеряли, а также чтобы мы восстановили первоначальный облик часовни, развернув её на 45 градусов».


«Эти три аргумента для нас убедительны, поэтому мы поддерживаем решение о переносе часовни», – заключила специалист.



Художник-реставратор объяснила, почему нельзя переносить Анастасиевскую часовню в Пскове к церкви Успения с Пароменья



Художник-реставратор Александра Гребенщикова (слева)

Художник-реставратор Варвара Сергиеня (справа)


Почему нельзя переносить Анастасиевскую часовню в Пскове к церкви Успения с Пароменья, объяснила художник-реставратор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Варвара Сергиеня во время заседания дискуссионного клуба на тему сохранения этого памятника, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта.


«Мы смотрели с точки зрения туристов, приехавших в город. Если переносить Анастасиевскую часовню ближе к церкви Успения с Пароменья, она там просто потеряется», – отметила Варвара Сергиеня.


Она подчеркнула, что Анастасиевская часовня украшает берег реки Великой, но памятник не следует переносить к церкви Успения с Пароменья, как предлагают некоторые специалисты. «Там уже есть прекрасная Ольгинская часовня, на другом берегу возвышается Псковский кремль. Анастасиевская часовня на этом фоне просто потеряется», – сказала Варвара Сергиеня. Она также добавила, что у церкви Успения с Пароменья Анастасиевскую часовню не удастся поднять на постамент, да и если её переносить туда, она будет ближе к воде, чем сейчас.


Кроме того, специалист прокомментировала ещё одно предложенное для переноса часовни место. «Если поднимать часовню на её историческое место, в любом случае Ольгинский мост после реконструкции будет расширен, а значит, место будет немножко изменено, плюс надо понимать, насколько будет движение на мосту. Всё-таки транспорт в конце XIX – начале XX века – это одно колебание моста, а сегодняшний транспортный поток машин – это совершено другое воздействие», – отметила Варвара Сергиеня.


Причины, из-за которых в Анастасиевской часовне в Пскове разрушается живопись, назвала художник-реставратор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Александра Гребенщикова во время заседания дискуссионного клуба на тему сохранения этого памятника, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта.


«С точки зрения реставрации живописи у нас есть два аспекта. Во-первых, даже когда ты просто находишься в Анастасиевской часовне, при любом движении транспорта сейчас, когда часовня находится не так близко к мосту и отдельно от него, ты чувствуешь, что часовня ощутимо трясётся. Второй аспект: в данный момент так устроено основание часовни, что есть некий подсос воды, и в нижних частях живописи постепенно скапливаются и выходят на поверхность живописи соли, что тоже разрушает те тонкие слои живописи, которые есть», – рассказала Александра Гребенщикова.


По её мнению, специалистам необходимо, во-первых, убрать воздействие транспорта на часовню, насколько это возможно, во-вторых, улучшить гидроизоляцию основания часовни, поднять её на постамент, изолировать, отсечь движение влаги снизу, чтобы больше не шло разрушений.


«Поэтому мы за перенос часовни и грамотное реставрационное основание для неё», – заключила Александра Гребенщикова.⁠



Антон Заруцкий: Очень сложно обеспечить сохранность Анастасиевской часовни на прежнем месте при реконструкции Ольгинского моста




Очень сложно обеспечить сохранность Анастасиевской часовни на прежнем месте при реконструкции Ольгинского моста в Пскове. Об этом заявил первый заместитель председателя комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Антон Заруцкий во время заседания дискуссионного клуба по теме сохранения Анастасиевской часовни, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта.


Антон Заруцкий подчеркнул, что сама идея переноса Анастасиевской часовни не нова, она обсуждалась уже давно.


«Но в активную фазу этот вопрос вошёл в феврале прошлого года, когда на заседании научной комиссии экспертного совета комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области было предварительно одобрено предложение переноса часовни. Как мы все знаем, в Пскове намечается реконструкция Ольгинского моста, и эти работы могут создавать угрозу памятнику. Обеспечить сохранность часовни на прежнем месте при реконструкции моста очень сложно, есть большая вероятность причинения ей вреда», – отметил эксперт.


Он также напомнил, что сейчас по Ольгинскому мосту ездит очень много машин, вибрации от моста разрушают Анастасиевскую часовню, а выхлопные газы вредят фрескам. «На фотографиях 1980-90-х годов по Ольгинскому мосту едет одинокий автобус, а сейчас огромный поток транспорта, и следовательно большая нагрузка на этот объект», – заметил зампредседателя комитета.


Антон Заруцкий добавил, что в 2020 году часовня была включена в программу финансирования реставрационных работ АНО «Возрождение объектов культурного наследия Пскова (Псковской области)». Санкт-Петербургская фирма «АртРуст» начала работы по разработке проекта архитектурной реставрации часовни. Он также уточнил, что научно-проектная документация уже находится в стадии завершения, имеется эскизный проект. «Проектные работы предполагалось завершить в ноябре 2021 года, но возникла сложность с юридическим оформлением земельного участка для размещения часовни. Но сейчас этот вопрос находится в активной стадии завершения. В настоящее время Псково-Изборский объединенный музей-заповедник разработал методику реставрации монументальной живописи часовни», – сказал эксперт.


«Сейчас документация проходит процедуру согласования, пока она в комитет не представлена, когда будет представлена, будем рассматривать», – заключил Антон Заруцкий.


Кроме того, спикер напомнил, что в музейном комплексе «Двор Постникова» сейчас работает выставка «Сброшенная с пьедестала. Спасти нельзя оставить», посвящённая переносу Анастасиевской часовни в 1970 году.


«Выставка будет работать до 3 апреля, советую всем её посетить. На выставке в том числе есть подлинные эскизы Николая Рериха, которые удалось получить из Русского музея, также очень большой объём документов, – отметил спикер. – Когда смотришь на эту выставку, то понимаешь, что в 1970 году были задействованы поистине колоссальные объёмы труда, чтобы нашу часовню перенести».



Альтернативные места для переноса Анастасиевской часовни назвал искусствовед Игорь Лагунин




Альтернативные места для переноса Анастасиевской часовни в Пскове предложил искусствовед Игорь Лагунин во время заседания дискуссионного клуба на тему сохранения этого памятника, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта.


Игорь Лагунин подчеркнул, что Анастасиевская часовня имеет большое значение, так как возводилась в одно из важнейших времён, когда Псков приобрёл своё истинное значение как явление мировой культуры. «Николай Рерих [русский художник. – ПАИ] как раз сыграл очень важную роль в этом, потому что произошла резкая переоценка значения псковской культуры, которая незадолго до этого воспринималась как провинциальная реплика новгородской школы. И вот эта часовня является определённым символом этой переоценки ценности», – сказал специалист.


В то же время он подчеркнул, что сегодня урбанистические новые проекты серьёзно посягают на исторический Псков. «Посмотрите, что рядом с часовней творится: вот это высотное здание, оно нагло противопоставило себя Псковскому кремлю. Мы вместо часовни, которая была доминантой в этой панораме, получили современную композицию. Мы не должны идти по такому пути, – заметил Игорь Лагунин. – Когда весь цивилизованный мир решает судьбу исторических городов путём доступа центров для туристов, пешеходов, горожан, мы занимаем всю мощь магистралями, и в связи с этими памятники у нас оказываются в тяжёлом положении. Получается, что мы в такой ситуации вынужденно ищем решение, куда пристроить эту часовню, чтобы она не пострадала, не думая о том, что место для часовни – самое главное».


В качестве альтернативных мест для переноса Анастасиевской часовни Игорь Лагунин предложил либо перенести часовню на другую сторону Ольгинского моста, к церкви Успения с Пароменья, приподняв часовню на насыпи, либо, если это возможно технически, воссоздать мостовую насыпь в районе Батова, чтобы часовня сохранила своё историческое значение с видом на Кремль.





Напомним, что Анастасиевская часовня была построена в Пскове в 1911 году на левом берегу реки Великой (район Завеличье). Первую деревянную часовню псковичи поставили у временной переправы в 1710 году по обещанию во избавление от морового поветрия. В XIX веке она была перестроена в камне. В начале XX века было принято решение о строительстве стационарного моста через реку Великую. В связи с тем, что старая часовня попадала в зону строительных работ, а также из-за её аварийного состояния было принято решение о строительстве нового здания. Она была поставлена на высоком постаменте, окруженном с трёх сторон подпорной насыпью, и выходила на предмостовую дамбу.


Часовня была создана по проекту архитектора Алексея Щусева, а затем расписана иконописцем Григорием Чириковым по эскизам Николая Рериха. Это уникальный памятник архитектуры модерна. Единственный практически полностью сохранившийся ансамбль монументальной живописи, созданной по эскизам Николая Рериха.


В 1970 году в связи с перестройкой Ольгинского моста часовня была перенесена на новое место, так как мешала строительным работам, и едва избежала полного уничтожения. Её спасли псковские архитекторы-реставраторы, доказавшие, что в ней сохранились фрески по эскизам Николая Рериха. Памятник был спущен на берег реки Великой на 10 метров южнее устоев нового моста.


В 2020 году часовня была включена в программу финансирования реставрационных работ АНО «Возрождение объектов культурного наследия Пскова (Псковской области)». Санкт-Петербургской фирмой «АртРуст» были начаты работы по разработке проекта архитектурной реставрации часовни. Тогда же стало известно о предстоящей реконструкции Ольгинского моста. В зону проектирования вновь попала Анастасиевская часовня.


Согласно проекту, опоры моста планируется усилить и расширить. Одна из опор существующего моста, которая сейчас находится на расстоянии 12 метров от памятника, после расширения окажется менее чем в трёх метрах от часовни. При производстве работ по реконструкции моста сохранность памятника окажется под угрозой, так как в непосредственной близости от него будет работать строительная техника, будут демонтироваться тяжёлые конструкции старого моста. В связи с этим возникла необходимость переноса часовни на новое место, которое позволит обеспечить её сохранность.


В настоящий момент наиболее приемлемым для переноса памятника местом проектировщиками ООО «АртРуст» предложен участок на 28-30 метров южнее современного. Он отвечает всем параметрам безопасности и находится в максимальной близости от исторического местоположения памятника. На сегодняшний день земельный участок находится в постоянном безвозмездном пользовании ПсковГУ, однако получено согласие на его передачу Псковскому музею, ведется оформление документов.


Памятник планируется поднять на высоту около двух метров для предохранения его в дальнейшем от подтоплений. Часовня будет развернута входом на север, что соответствует её изначальной ориентации. Часовня будет хорошо просматриваться со всех сторон и вновь станет градостроительной доминантой левого берега реки Великой, издревле называемого Пароменьем.


Отметим, что специальный видеосюжет Псковского агентства информации с выставки, посвящённой переносу Анастасиевской часовни, смотрите здесь.


Источник:  ПАИ. 11.03.2022 






Возврат к списку

Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.