Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анастасиевская часовня в Пскове будет спасена. За сохранение детища Щусева и Рериха борются общественники и специалисты // Благовест-инфо. 2 мая 2023 г.
07.05.2023
Многолетняя борьба специалистов, общественников и деятелей культуры за сохранение памятника архитектуры федерального значения – часовни святой Анастасии в Пскове, как можно надеяться, близка к успеху. Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области согласовал экспертизу и проект по ее переносу, осталось пройти две ступени согласования: в Министерстве культуры и Главном управлении государственной экспертизы. Об этом сообщил один из инициаторов кампании за сохранение часовни Павел Журавихин, президент Благотворительного фонда имени Елены Рерих, выступая в Москве на фотовыставке «Хранительница Пскова», посвященной истории строительства, спасения и реставрации Анастасиевской часовни. В рамках этой выставки 28 апреля историк архитектуры Сергей Колузаков прочитал лекцию об особенностях псковского памятника, который является плодом творческого сотрудничества двух известнейших деятелей русской культуры – архитектора Алексея Щусева и художника Николая Рериха. Символично, что такое внимание к их совместной работе привлечено в год 150-летия со дня рождения Щусева и 110-летия со дня создания росписей памятника по эскизам Рериха.
Анастасиевская часовня – далеко не первое совместное детище Щусева и Рериха. Колузаков рассказал о том, что их творческие пути «довольно близко проходили» еще со студенческих лет, когда оба учились в Императорской академии художеств, затем продолжили художественное образование в Париже. С молодых лет их объединял интерес к археологии и научному исследованию памятников древнерусской архитектуры – в 1900-е годы каждый из них совершал поездки по древним русским городам, «переоткрывая» для себя иконопись и архитектуру, делая фотографии, зарисовки и обмеры храмов; оба они стали участниками фундаментального труда «История русского искусства», вышедшего под редакцией И. Грабаря. Историк сделал краткий обзор совместной работы двух мастеров, чье непосредственное сотрудничество началось с Троицкого собора в Почаевской лавре. Заказчик строительства – архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) просил взять за образец Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (тогда он был перестроен и выглядел совсем не так, как сейчас, после реставрации). Щусев предложил проект, ориентированный на новгородско-псковскую архитектуру, с яркими мозаичными порталами, один из которых выполнил Рерих («Спас Нерукотворный и князья-святые»). Работа над надгробием их общего учителя Архипа Куинджи – следующий совместный проект, который показывает, насколько взаимосвязаны задачи архитектора и художника. Щусев выполнил архитектурную работу, задав Рериху «направление» для мозаики «Древо жизни», а когда Рерих сделал эскиз, это в свою очередь повлияло на декоративное убранство памятника, которое изменил Щусев. Казанский вокзал в Москве – грандиозная работа Щусева, которая началась в 1911 году с комплекса по новгородско-псковским мотивам, со временем переделывалась и пересматривалась: в проекте появилась реплика казанской башни Сююмбике – сначала она была украшена в стиле нарышкинского барокко, потом этот вариант отпал. Эволюция этого проекта – отдельная интересная тема: лектор рассказал, что его не раз требовали «удешевить», в результате Щусев совершенствовал его еще более 20 лет после запуска вокзала, вплоть до своей кончины в 1949 году. Для оформления интерьеров вокзала привлекали множество известных художников и среди них – Рериха, который создал эскизы двух панно вестибюля центральной башни: «Сцена небесного боя» и «Взятие Казани Иваном Грозным». В 1910 г. Щусев получил заказ на возведение во Пскове часовни св. Анастасии – «маленькой по размерам, но крупной по замыслу». Как рассказал историк, она должна была заменить старую одноименную обетную часовню, возведенную в 1710 г. в разгар эпидемии моровой язвы. Небольшое сооружение у Ольгинского моста было дорого псковичам: считалось, что «черная смерть» оставила город благодаря заступничеству св. Анастасии Римлянки. Щусев не сразу нашел облик новой часовни: его эскизы свидетельствуют о том, что он старался вписать ее в архитектурный контекст, создать единый ансамбль с храмом Успения с Пароменья. Интерьер часовни также должен был соответствовать общей задаче, и Щусев обратился к Рериху, который в это время был занят росписями и мозаиками храма Святого Духа в Талашкине. Рерих сделал эскизы фресок, которые воплотил на стенах и своде часовни известный иконописец и реставратор Григорий Чириков. В советское время здание часовни как только ни использовалось – здесь была керосиновая лавка, кассы кинотеатра, газетный кисок, при этом оно было обезглавлено и разрушалось из-за близкого соседства с мостом, который несколько раз взрывали во время Великой Отечественной войны, а в послевоенное время он стал центральной магистралью города с интенсивным движением. В начале 1970-х, при замене моста, часовню решили было взорвать, но псковским реставраторам удалось доказать авторство Щусева и Рериха – здание уцелело, но позже было распилено пополам и перенесено ниже, на берег реки Великой.
Фрески не раз белили, и к настоящему времени при расчистке можно увидеть «лишь некий призрак того, что было, – размытые силуэты, общие цветовые пятна», отметил Колузаков. Он продемонстрировал яркие эскизы Рериха, который использовал как композиции, апробированные им в Почаеве и Талашкине (на эскизе северной стены, над входным порталом, Рерих расположил образ Спаса Нерукотворного, поддерживаемого ангелами, а по сторонам проема – святых князей-небесных покровителнй Пскова), так и совершенно новые художественные решения, например, композиции «Святитель Николай во граде» и «Святая (неясно – св. Ольга или св. Анастасия) во граде» в окружении ангелов со знаменами, что символизировало небесную защиту Пскова. На плафоне, согласно эскизу Рериха, изображен синий небесный свод с солнцем, луной и звездами. В центре – Святой Дух в виде золотого голубя, сидящего на облаке, в окружении Сил Небесных – серафимов и херувимов. «Так художник представлял картину христианского понимания космоса», – отметил лектор, добавив, что подобный сюжет Рерих воплотил в храме в Талашкине. Сейчас, когда вопрос о воссоздании первоначального облика памятника рассматривается на самом высоком уровне, встает вопрос о первоначальном проекте Щусева, который пока найти не удалось. Однако есть старые фотографии, некоторые эскизы Рериха, и специалисты надеются, что научная реставрация позволит восстановить подлинный облик уникальной часовни, заключил Колузаков. Павел Журавихин, президент Благотворительного фонда им. Елены Рерих, пояснил, что из-за расширения Ольгинского моста часовня подвергается опасности возможного затопления и постоянной вибрации от дороги. Петербургская группа компаний «Артруст» планирует перенести Анастасиевскую часовню на 28 метров от моста и установить на возвышении высотой около трех метров, а также развернуть на 90 градусов, вернув первоначальную ориентацию. По словам Журавихина, наконец-то выделены средства на эту сложную операцию, губернатор Псковской области М. Ведерников взял реставрацию Анастасиевской часовни под личный контроль. А средства на реставрацию фресок собирали всем миром по инициативе Фонда Елены Рерих и подключившегося к нему Фонда сохранения исторического наследия блогера Ильи Варламова «Внимание». Журавихин подробно рассказывает об истории памятника на сайте Фонда. Фотовыставка «Хранительница Пскова», посвященная Анастасиевской часовне, открылась 15 апреля, в Международный день культуры, в помещении Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Она будет работать до 16 мая. В рамках выставки 12 мая в 19.00 состоится встреча с реставраторами фресок Анастасиевской часовни. Юлия Зайцева
Источник: Москва, 2 мая, Благовест-инфо
Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.
|