Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Татьяна Туркулец

Стипендиат Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих
(2004-2005 гг.)

Биография

Галерея

Отзывы

События

 

Татьяна Туркулец

В любом виде искусства, будь оно художественное, музыкальное или хореографическое, есть индивидуальности, выпадающие из общей статистики талантливых и просто способных людей. То, что руководило и руководит ими, — не присущие обычному индивиду творческие способности плюс классическая выучка. Эти люди — редчайший человеческий генотип. Это те, кого называют — одаренными. Творчество для них — единственно возможный язык общения с радостным, горестным и совершенно непредсказуемым миром, в который они попали. У них нет иного способа познать его и, в конце концов, как-то с ним договориться. В этом их и наше счастье.

Именно к этому типу творцов можно отнести молодую художницу, стипендиата Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих – Татьяну Туркулец. Она родилась в 1980 году в маленькой деревеньке под г.Окуловкой, где по удивительному стечению обстоятельств более 100 лет назад родился старший сын Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, выдающийся ученый-востоковед Юрий Николаевич Рерих.

Сказать, что жизненный путь Татьяны не был усеян розами — не сказать ничего. Но из испытаний, о которых сегодня не стоит, наверное, говорить слишком много, вышла тихая красавица с удлиненными к вискам темными глазами, бровями вразлет и трогательным овалом узкого лица, обрамленным прядями вьющихся волос. На открытии своей выставки «Паралелли» в Музее имени Н.К.Рериха, в г. Москве, она произнесла лишь несколько коротких фраз: «Я не думала, что буду здесь. Но вот я приехала к вам… А вы пришли ко мне. Спасибо». Фразы были слегка запинающимися, жесты — скованными, потому что ее язык — не слово и жест, а графика и живопись. Это ее способ общения с нами и с миром. Здесь она обретает ту удивительную свободу пластики в создаваемых ею художественных образах, что позволяет соотнести творчество Татьяны с живописью Кандинского, Аристарха Лентулова и Пикассо.

Штрихи

Президент Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, заслуженный деятель искусств РФ Людмила Васильевна Шапошникова отметила: «В ее творчестве космизм и ощущение Космоса сопрягается с современными формами художества… Эта форма запоминается не только Красотой, но и философией… Такие люди, как она, должны быть повсеместно поддерживаемы и ощущать нашу помощь».

Свои работы Татьяна Туркулец объединяет в циклы: «Лики», «Цирк», «Десерт», «За закрытой дверью», «Храмы» и другие. В каждом представлено от нескольких до 10—15 работ. Работы цикла «За закрытой дверью» — это обобщающий рассказ о чувствах и явлениях, не имеющих однозначной предметной основы. Такие понятия как «Взволнованность», «Ожидание», «Большой скандал», «Аромат Луны». Попробуйте в двух словах определить, что есть каждое из них? Татьяна Туркулец делает это с помощью цвета и безупречной пространственно-плоскостной композиции с тем же точнейшим знаковым подбором. Все это вкупе опять рождает чувства, не объяснимые словами, но знакомые и волнующие своей изначальностью.

Из цикла «Храмы»

В цикле «Храмы» соборы вырастают из земли, тянутся к небу, гибко склоняются под порывами ветра, как диковинные деревья. Они поистине Живая Обитель. Дух Божий, живущий в их стенах, пронизал каждый кусочек материи, от основания храмов до золотых перекрестьев над куполами, и они ожили, заблистали, затрепетали, подобно листве в солнечных лучах.

Цикл «Лики» — это галерея людей-видений. В каждой работе лаконично и точно отображена человеческая индивидуальность. Портрет ли это конкретной личности, или кого-то, кто возник в воображении художницы, неизвестно, да и неважно.

Цикл «Кони» ошеломляет. Он ударяет внезапной реалистичностью изображения, выбором рисовальной техники — черно-белая и цветная графика, абсолютно точное анатомическое исполнение и выразительность линий, в которых заключена неожиданно мощная экспрессия. Кони Татьяны Туркулец, плачущие и смеющиеся, рвущие цепи, вырывающие узду из человеческих рук и смиренные. Кони, зовущие и нежные, влюбленные, скорбящие и потрясенные. В конских головах, изображенных упругими, четкими линиями, в глазах и пластике — вся гамма совершенно человеческих чувств! И тут же — единорог, фантастический и одновременно такой же органичный и земной, как его земные собратья. Закрадывается мысль: а может, впрямь существуют они, единороги, только мы их не видим, потому что нас не научили их видеть? А может быть, так же не видим и многого другого?

Создаваемое молодой художницей можно расценить как явление удивительного художественного дарования. Находясь по образу жизни и психологическому складу в достаточно глубокой изоляции от внешнего мира, Татьяна Туркулец обладает уникальным человеческим и творческим взглядом на вещи. Он намного шире и мощнее, чем взгляд искушенного в познании законов искусства художника. Иногда в сочетании тоновых переходов, плоскостей и образов на картинах Тани Туркулец чудится хаос, но если вглядеться пристально, то все приходит в движение и возникает уникальная авторская логика.

Из цикла «Кони»

Изображаемое у Татьяны Туркулец не противоречит жизни, а подчеркивает ее известные качества, но под совершенно иным углом зрения! Даже фантастическое на ее полотнах слишком убедительно, чтобы быть вымыслом, сновидческой игрой воображения.

У нее не было за плечами художественного вуза с его постановкой карандашной техники, изучением планов, ракурсов и композиций, но искусствоведы только руками разводят — откуда это профессиональное композиционное чутье? Это безошибочное ощущение колористики? Может быть это нечто свыше, существующее априори?

Попытка дать ответ, возможно, не объяснит всего, но кое-что уже ясно. Можно не иметь представления о синтаксисе и морфологии, но говорить на языке правильно, потому что рядом ты слышишь правильную речь. Речь, которая звучит для Татьяны Туркулец, — это речь Вселенной и ее философия. Это дано услышать, понять, почувствовать не каждому, но художница посильно пытается перевести то, что ей открыто, на более близкий нам язык. Так Космос через Красоту, создаваемую единицами из миллионов, преображает хаос в Гармонию.

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.