Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих




Из философского наследия

Е.И. Рерих о подвиге


(выдержки из писем)


13 сентября 1931 г.

Кто хотя бы раз испытал радость притяжения лучей подвига, никогда больше не устрашится, ибо память этого экстаза глубоко запечатлелась в духе. Этим объясняется, почему единый дух часто проходит великими самоотверженными жизнями. Итак, закончу свое послание на призыве к воинственности, мужеству и героизму. Будьте героями и умейте творить героев!


26 декабря 1931 г.

Конечно, в каждой стране, в каждом эпосе есть свои герои, сущность которых особенно близка местному народному характеру. Потому и в этом не следует ставить каких-то преднамеренных рамок. Нужно дать возможность молодому поколению прежде всего знакомиться с тем, что может зажечь сердце его к подвигу и добру. А в каком одеянии или в каком веке был совершен примерный подвиг, это неважно.


12 января 1932 г.

Беседуя с подошедшими и молодыми, укажите им прежде всего на великое понятие и значение подвига. Укажите им всю красоту служения Великому Общему Благу. Умейте не [засорять] сердце при упоминании подвига, ибо подвиг – антип[од] самости – жаждет самопожертвования, и идти, загоревшись подвигом. Для подвига не нужно никаких чрезвычайных обстоятельств, подвиг может быть среди самых каждодневных занятий, ибо он прежде всего творится в духе, в сердце; трансмутируя великим трудом свои качества-энергии, мы тем самым трансмутируем и энергии, окружающие нас.


17 февраля 1934 г.

Истинно, жизнь наполнена чудесами, если подходить ко всему с открытым сердцем и устремлением к красоте и самоусовершенствованию, не путем всяких искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приемов, но в подвиге жизни.


25 мая 1934 г.

Не обращали ли Вы внимание, что именно это слово, полное такого глубокого значения, отсутствует на всех европейских языках? Не знамение ли это времени!


27 июня 1934 г.

Нужно подчеркнуть красоту самоотверженной деятельности. Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление <…> искренно, то все придет. Истинно, труднее всего человечеству понять красоту подвига, но наши Учреждения слагались именно подвигом. И сейчас больше, чем когда, нужно проявить дух подвига и этим зажигать людей.


6 июля 1934 г.

Каждая страна имеет жемчужины, о которых полезно напоминать. Каждый народ должен знать свою основу, на которой слагался его особый характер. Мы подходим сейчас, вернее, подошли ко времени грозному, времени героическому, когда многим народам придется выдержать экзамен. Потому мне кажется, все героическое, все, что подымает сознание народа на подвиг духа, должно быть сейчас особенно отмечено. Вы знаете, что я против узкого национализма, но уважение и любовь ко всем прекрасным героическим выявлениям каждой страны меня всегда глубоко трогают. Не подумайте, что это военный клич. Нет, но события таковы, что все мы должны готовиться стать воинами, и прежде всего воинами духа и духовного меча, найти в себе мужество отстаивать свои духовные завоевания.


11 июля 1934 г.

Как нужно было бы разъяснить все глубокое значение слова «Служение», великого Служения Человечеству и Подвига – слова, не имеющего себе эквивалента в других языках! А оно так прекрасно! Ибо в нем соединены понятия: самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания не только личного, но и сознания народа и страны.

Именно, сейчас время призывать к Подвигу. Все страны, весь Мир вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как-то уляжется, нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Все страны проходят великий экзамен, многие ли выдержат его? Карта будущего уже сложилась в Тонких Мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены. Итак, вдохновитесь и пишите зажигательные статьи в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг. Как сказано в Учении, там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, – там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Завет Величайшего Духа, покидавшего нашу планету, своим Остававшимся Братьям был: «Творите Героев!» Пришло Время, когда мы все должны стать героями и творить героев.

Может быть, Вы улыбнетесь и скажете себе, что не такого совета Вы ожидали, но другого для человека, облеченного писательским талантом, у меня сейчас нет.


17 августа 1934 г.

И не есть ли это величайшая задача – одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте? <…> Как мотто я поставила бы «Духовность, Подвиг, Красота» – эта троица вмещает в себе все.


12 декабря 1934 г.

…приношение подвига требует кроме принятия Зова и великой работы над собою. Почему думать, что подвиг должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живем, или в каких-то иных условиях? Истинно, велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Как говорит Кришна в «Бхагавад Гите»: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг, карму)». Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить силы свои там, где явится возможность?


8 мая 1935 г.

Именно сейчас пришло время всем говорить о подвиге в жизни каждого дня. Все знания наши без понимания подвига в жизни – ничто! Высшее знание открывается лишь устремленному к жизненному подвигу. Никакие отказы от жизни, никакие погружения в изучение оккультных наук не дадут высшего озарения, нисходящего лишь к тому, кто сердце и душу свою отдал на служение Миру. Потому пусть Ваш мантрам будет: «Подвиг в действенном Служении Миру».

Также и своим ученикам твердите о подвиге. В наше грозное время нужны подвижники, нужны энтузиасты, нужны герои!


24 июня 1935 г.

Материальные затруднения на пути подвига не из самых трудных, хотя, конечно, темные очень любят бить по этому слабому у многих месту, вызывая тем самым наружу многие скрытые качества. Труднее борьба с темным сознанием людей. Человеческая природа бездонна, и тяжко чувствовать себя окруженными всякого рода предательствами, столь участившимися в наше время массового одержания. Но все же самой тяжкой, самой упорной борьбой остается борьба со своими привычками и недостатками.

<…> путь Служения, путь Подвига очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по Пути. Правда, он получает большее знание, но знание это в жизни приносит ему мало радости, не с кем поделиться, некуда приложить его, ибо ответственность возрастает пропорционально знанию. Кроме того, и само знание это создает ему завистников и предателей. Ведь темнота окружающая потрясающа! Тяжек путь подвига, и не может быть он облегчен, пока сознание человечества не получит сдвиг для новой ступени. <…> Труден Путь Служения, и тем не менее те, кто получили возможность несения подвига в жизни, ни за какие сокровища мира не отдадут этого венца. Ибо ничто не может сравниться с теми духовными восхищениями, которые становятся уделом подвижника. И удел этот тем ярче и прекраснее, чем богаче были его прежние накопления.


24 июля 1935 г.

Трудности и огорчения – лишь топливо подвига! Какой же подвиг без трудностей!


1 августа 1935 г.

Истинно, только в великом напряжении слагается подвиг!


2 августа 1935 г.

А если бы не было трудностей и предательств, то не было бы и подвига! Без Иуды не было бы и Христа. Так Свет и Тень – вечные спутники!


24 сентября 1935 г.

Так, если проследим Жизнь Великих Учителей человечества, мы увидим, что никто из Них не уходил от жизни, но полагал все свои духовные и физические силы на Служение Общему Благу. Потому будем во всем следовать этим великим примерам в великом подвиге самоотречения. Венец Самоотречения так сияющ!


1 октября 1935 г.

Мысли о подвиге – самые насущные сейчас. Именно, люди должны понять подвиг в жизни каждого дня. Жизнь бессмысленна без подвига. И как выразительно русское слово «подвиг». Ведь оно не имеет себе эквивалента на европейских языках. В этом слове передан весь смысл, все качество устремленного действия вперед, к подвигу, в будущее, в эволюцию!

<…> Так, несмотря на предательства, бодрость и радость новой борьбе за Свет живут в сердцах наших. Разве возможен подвиг без трудностей? Я так люблю слова замечательного подвижника Тибета по имени Миларепа, который предавался великим подвигам, и, когда люди уговаривали его пожалеть себя, свое здоровье и прекратить тяжкую жизнь, он отвечал: «Так как все мы должны умереть, то я предпочитаю умереть в преследовании прекрасной цели». Истинно, если бы сотня людей осознала эту формулу и применила ее к жизни, мир бы преобразился в кратчайший срок.


11 октября 1935 г.

Много сказано о подвиге в книгах Учения. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию. Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.


15 октября 1935 г.

Лишь духовность и подвиг приближают нас к высшему достижению.


18 ноября 1935 г.

Так, Великие Духи неустанно принимали на себя труднейшие жизненные подвиги, но мало кто из современников Их понимал хотя бы отчасти величие этих Богочеловеков.


19 ноября 1935 г.

Для прекрасной симфонии необходимы густые тона и низкие удары, чтобы лучше выявить всю прозрачность и тонкость высших вибраций. Так и предательства должны сопутствовать каждому истинному подвигу. Ведь символ Иуды вечен.


7 декабря 1935 г.

Понимаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины и подвига в жизни, многим не по вкусу, не по сознанию. Но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. Насколько умела, я старалась поддержать их дух, но делать это, преподнося им сусальные видения в стиле Ледб[итера], конечно, я не могла. <…> большинство людей выявляют себя великими лицемерами, утверждая, что они хотят знать правду, и только правду. Именно, всегда и во всем они больше всего боятся правды.

Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких достижений в обстановке магов Крыжановской. Но венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страданий, на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости, но и все страдания, все горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно, труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях. Его можно уподобить всходу по отвесной базальтовой скале во тьме, когда рука тщетно ищет выступа, за который ухватиться. Но для устремленного духа уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом, заботливая Рука подопрет спину. <…> Так и Иуда должен показаться, чтобы ярче подчеркнуть свет пути. Пишу все это Вам, ибо чую в Вас твердую основу, необходимую для истинного воина Света.

<…> Красота подвига именно подчеркивается этими проявлениями тьмы.


[Май 1937 г.]

Именно, люди не могут понять, что есть подвиг. Их пугает красота самоотверженности. Малодушная и губительная самость наша подымает св[ой] голос чаще всего перед решительной битвой. Все новые подходящие получают от нас сейчас суровое наставление радоваться борьбе, радоваться каждому препятствию, ибо лишь так они закалят свой дух. Конечно, самая главная борьба – это с нашими недостатками [и] привычками. И плоды такого сурового требования уже видимы, многие испытывают прил[ив] особого мужества и радости, состязаясь с темными нападениями. Необходимо развивать [в] себе основы героизма и самоотверженности, иначе не пройти в дни великого крушения старого мира. Я так счастлива, что имеются души, которым не нужен сладкий сентиментализм, губительно отравивший сознания множеств <…> Лишь в битве познает человек себя. Именно борьба выявляет все дремлющие качества человека. Пусть качества эти будут высоки!


14 июня 1937 г.

Именно, все должны вооружаться всяким знанием, чтобы лучше нести свой жизненный подвиг и, прежде всего, готовиться приложить все свои накопления на благо родины.


9 сентября 1937 г.

Сердце так устремлено к несению подвига, к строительству. <…> Осознаем всю красоту подвига внесения Света и деятельного противления злу. Не может считаться воином Света равнодушно смотрящий на злобные разрушения.


31 октября – 15 ноября 1937 г.

Завет дан – подвиг и мужество. Сколько красоты в сознательном несении подвига!


23 ноября 1937 г.

Скажу больше – нет подвига без предательства, но тем не менее мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы оградить доверенное нам. Предательства тоже имеют свои сроки, и потому и они должны быть соблюдены.

<…> Нам дан Завет – мужество и подвиг. В труде и устремлении обретем душевную и мощь и радость и ничем не устрашимся.


3 декабря 1937 г.

Предатели, отпадающие и непонимающие могут лишь задержать или осложнить некоторые сроки, но если лицо, несущее подвиг, идет твердо, то оно всегда доходит до сужденного.


25 января 1938 г.

Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных. Потому хотелось бы еще сильнее подчеркнуть, что путь самоотверженного жизненного подвига и будет приобщением к познанию тайн природы, которые, прежде всего, заключены в самом человеке, как синтезе всех ее царств. Это познание неминуемо приведет к новому отношению ко всему строю жизни, ко всему бытию. И заветы всех Учений Жизни, или Живой Этики, обретут свою нерушимую ценность.


17 февраля 1938 г.

Подвиг и заключается в борьбе с тьмою.


8 марта 1938 г.

…каждый, вступивший на путь Служения, рано или поздно должен запечатлеть такое Служение Свету личным подвигом.


11 июня 1938 г.

Очень люблю чашу, этот символ подвига.


5 июля 1938 г.

Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало. И такие добрые, но трусливые по природе люди увеличивают собою кадры непротивленцев злу, предоставляя джиннам лучшие возможности, они усиливают бедствия и страдания человечества. Но для достижений мужество необходимо, но мужество при совмещении разумной бережности и осторожности.


13 августа 1938 г.

Учения Востока, так же как и Учение Живой Этики, утверждают воспитание сердца для восприятия высшей формы любви. Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви, любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем сердце.


13 августа 1938 г.

Только окостеневшее сердце не будет стремиться к общему благу, но лишь думать о спасении собственной души.

Не о спасении своем думать нужно, но о приношении подвига жизненного на общее благо. Многие думавшие об общем благе и ради него жертвовавшие своею жизнью были ближе к Богу, нежели твердящие устами имя Его и думающие лишь о спасении своей души.


27 августа 1938 г.

Именно, каждый служащий общему благу в особо тяжкую минуту своего земного прохождения озаряется сознанием высшей радости исполняемого долга, и перед завершением радость эта сливается в торжественный аккорд великой радости бытия, который звучит во Вселенной поверх всех преходящих проявлений.

Каждый жизненный подвиг на благо человечества безмерно усиляет мощь радости бытия. Приобщимся же к этой чистой и высшей радости. Она порождает и ту торжественность, которая так повышает всю атмосферу в окружении нашем.


1 февраля 1939 г.

Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою.


24 февраля 1939 г.

Радость есть особая мудрость, и обрести ее можно лишь в подвиге, ведущем нас ступень за ступенью все к большему познанию и большему счастью.


26 августа 1943 г.

Подвиг в трудности пути, но в радости Духа.


6 декабря 1943 г.

Без героизма и романтизм теряет напряжение и свою мужественную красоту, остаются лишь бледные, неосуществленные порывы, часто вырождающиеся в бездарный сентиментализм.


16 августа 1944 г.

Открытие сердца, жалость и сострадание к людям есть путь Великого Служения человечеству, путь Подвига. Но при этом мы должны помнить, что путь сострадания должен быть путем мудрой суровости и действенной помощи, но не сентиментальности и потому часто несправедливой оценки.


12 декабря 1944 г.

«Отдача себя на Волю Бога» эзотерически означает готовность к служению и подвигу с полным осознанием опасностей, сопряженных с таким служением. Несомненно, каждое такое служение, в силу невежества и косности большинства людей, являет большие трудности и требует необычайного терпения и самоотвержения. Но когда такая готовность назрела в духе, то она приходит естественно и свободно. <…> и человек вступает в великий Эволюционный Поток, и самый подвиг становится для него самым естественным, самым насущным действием.


9 мая 1945 г.

Героизм духа закаляется не на сусальных картинках розового благополучия, но на суровом знании неприкрашенной действительности, на мужестве осознания подвига жизни во имя истинного назначения человека – создателя миров; так можно сказать тем, кто, <…> считает варварством, что народ, самоотверженно отстоявший свободу своей родины, захотел открыть глаза друзей на уявление разрушения его страны, его исторического культурного достояния и тех основ, которые создали и поддержали его героический дух. Не только это не варварство, но предупреждение тем, кто еще не познал страшного бедствия опустошения и обескровления своей страны. С грустью приходится убеждаться, насколько люди полны страшного, жесточайшего эгоизма. И народу, прошедшему страшные муки и утрату всего самого драгоценного ему, предлагается уявить сладкую улыбку на выраженное ему холодное соболезнование или заслужить упрек в варварстве, если он осмелится показать свою боль и возмущение духа.


14 мая 1945 г.

Только освободившись от чувства обиды, можно нести свой подвиг на благо неблагодарного человечества.


4 мая 1946 г.

Понимание жизни как несение жертвенного подвига приносит высшую радость зрелому духу.


24 февраля 1948 г.

Боль­шой во­прос – кто яв­ля­ет по­двиг боль­ший – се­я­тель или жнец. Лич­но я пред­по­чи­таю труд се­я­те­ля.


8 июня 1948 г.

…сим­во­лом подви­га бы­ло все­гда не­се­ние Кре­с­та или ис­пи­тие Ча­ши яда. Так­же не мо­жет по­двиг ока­зать­ся «без­ре­зуль­тат­ным», ибо по­двиг со­вер­ша­ет­ся в си­лу ко­с­ми­че­с­кой не­об­хо­ди­мо­с­ти и ре­зуль­та­ты его из­ме­ря­ют­ся ме­ра­ми над­зем­ны­ми. Ког­да Хри­с­тос му­чил­ся на Кре­с­те – кто по­ни­мал, что ста­рый мир кон­чил­ся, и уже но­вая за­ря за­го­ре­лась, и но­вый Бог воз­нес­ся над Зем­лею?


13 октября 1948 г.

Имен­но в <…> не­се­нии жиз­нен­но­го по­дви­га и в ис­пи­тии зем­но­го яда за­ка­ля­ют­ся души луч­ших слу­жи­те­лей Об­ще­го Бла­га. Ес­ли бы не бы­ло та­ко­го ис­пы­та­ния и за­ка­ле­ния, не­уже­ли воз­мож­но бы­ло бы ос­во­бо­дить­ся от зем­ных уз, кото­рые так страш­но при­вя­зы­ва­ют нас к ко­ле­су жиз­ни? Мно­го лег­че дви­гать­ся на пу­ти ду­хов­но­го про­дви­же­ния, ког­да нет раз­ных узел­ков и пут на но­гах в ви­де ма­те­ри­аль­ных при­вя­зан­но­с­тей и при­вы­чек са­мо­сти, как бы ни бы­ли они ни­чтож­ны.


18 апреля 1949 г.

При­зы­вы к пас­сив­ной жерт­вен­но­с­ти не мо­гут ни­ко­го за­жечь, ни­ко­го во­оду­ше­вить к дейст­вен­но­му по­дви­гу. Нуж­ны вож­ди, не бо­я­щи­е­ся встать на за­щи­ту до­б­ра и спра­вед­ли­во­с­ти.

К началу

Список тем

 

 

© 2017 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.